Существует ли трансформатор постоянного тока?
Здравствуйте уважаемые посетители сайта: "Помощь электрикам".
Может ли работать силовой трансформатор на постоянном токе, и существуют ли они?
С уверенностью можно ответить, что - нет, трансформаторы не могут работать на постоянном токе.
Это принципиальное свойство любого трансформатора - использовать при работе только переменный ток. Есть физическое обьяснение даного явления. Переменный ток создает переменное магнитное поле, которое способно наводить ЭДС во вторичной обмотке. А вот поле, созданное постоянным током, создаёт эдс только в движущемся проводнике, который называется генератором. Чтобы осуществить преобразование постоянного тока одного значения в другое применяются DC-DC преобразователи (это стандартные электронные компоненты), где сначала постоянный ток преобразуется в переменный (импульсный), и уже полученный переменный ток уже подаётся на транформатор, а на выходе трансформатора с помощью диодного моста преобразуется в постоянный.
Но такие устройства, грубо говоря является не трансформатором ПОСТОЯННОГО тока. Потому как эдс во вторичной обмотке наводится в момент ИЗМЕНЕНИЯ тока в первичной, и при выключении тока в первичной выключится и ток во вторичной. Кроме того, таким образом невозможно передавать МОЩНОСТЬ, а это является одной из важнейших функций трансформатора.
Но есть так называемые индукционные датчики тока. Или диффиренциальные трансформаторы постоянного тока. Оба используются много где, например, в электропоездах постоянного тока. Первый - представляет из себя два кольца из электротехнической стали, обмотанные проводом как обычный транс. По этому проводу проходит переменный ток, в данном случае с частотой 50 Гц. Второе кольцо так же, это два независимых дросселя через них, внутри кольца, проходит провод от тяговых двигателей с током. Обмотки на диодном мосту, в блоке измерения, включены встречно. У дросселя есть свойство линейно менять свое индукивное сопротивление, в зависимости от подмагничивания, которое создаёт провод с постоянным током внутри колец. Два кольца с обмотками и образуют собой транс тока. Ток увеличился - упало индуктивное сопротивление - возрасло напряжение на измерительном мосту. С падением тока всё наоборот. Второй тип - это самый обычный трансформатор. Две первичные и одна вторичная обмотка. Первичные обмотки включены последовательно, и представляют из себя провод от плюса двигателей и встречный провод по минусу двигателей. Третья обмотка многовитковая, идёт прямо в блок диффзащиты. Работает он так - если токи ОДИНАКОВО НАРАСТАЮТ и ОДИНАКОВО СПАДАЮТ, то на третьей обмотки ток не наводится, защита не срабатывает. В случае же пробоя какого-то двигателя на корпус, по плюсу питания ток нарастёт быстро, а вот по минусу - с задержкой. Из-за этого на третьей обмотке наведётся ЭДС - т. к. произошло перемагничивание сердечника, а значит и полуволна тока. Это приведёт к срабатыванию дифф. защиты.
Но в целом, если речь идёт о силовых трансформаторах, то использовать постоянный ток нельзя.