Расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором мощностью 1,1 кВт, номинальным напряжением 220 В, частотой вращения 1500 об/мин, степенью защиты IP 44/
Электрические машины в общем объёме производства электротехнической промышленности занимают основное место, поэтому технико-экономические показатели и эксплуатационные свойства электрических машин имеют важное значение для экономики нашей страны.
При создании электрической машины рассчитываются размеры статора и ротора, выбираются типы обмоток, обмоточные провода, изоляция, материалы активных и конструктивных частей машины.
Основой автоматизированного электропривода являются электрические двигатели. По мере развития силовой полупроводниковой техники и микропроцессорных систем управления двигатели постоянного тока в замкнутых системах электропривода постепенно вытесняются более надёжными и дешёвыми асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором (АД). Поэтому объектом для проектирования выбраны асинхронные двигатели. В асинхронных машинах преобразование энергии происходит при несинхронном (асинхронном) вращении ротора и магнитного поля статора.
В настоящее время асинхронные машины получили наиболее широкое применение в современных электрических установках и являются самым распространённым видом электрических машин переменного тока. Как и любая другая машина, асинхронная машина обратима и может работать как в генераторном, так и в двигательном режиме. Наибольшее применение имеют асинхронные двигатели, рассчитанные на работу на промышленной частоте (50 Гц).
Выбор главных размеров
2.
Высота оси. По табл.6-1 при 2p=4, P=1,1 кВт h=71 мм
Наружный диаметр АД 4А [2,табл.6.1, стр.188], табл.6-6,рис.6-7,
3.
Коэффициент KD=0,52...0,77 (по табл. 6-7), Гц:
Внутренний диаметр статора, м:
4.
Полюсное деление, м:
5.
Коэффициент kE=0,9...0,99 по рис.6-8:
КПД по [2,табл.2.1] или рис.6-9:
Коэффициент мощности по [2,табл.2.1] или рис.6-9:
Расчётная мощность, Вт:
6.
Линейная нагрузка (предварительно) (16000...52000)[2,табл.2.1] или рис.6-11, А/м:
Индукция (предварительно) (0,64...0,92) [2,табл.2.1] или рис.6-11, Тл:
7.
Обмоточный коэффициент для однослойной обмотки (предварительно) (0,77...0,966) (см. стр.167
или [2,табл.6.1]):
8.
Угловая скорость, рад/с:
Коэффициент kB (см. стр.167)(1,11):
Расчётная длина рабочего зазора, м:
9.
Отношение (см.рис.6-14):
Полученное значение превышает рекомендуемые значения по рис.6-14, но увеличение h невозможно, так как задано в табл. 6-1 и соответствует данным базового двигателя
Определение Z1, w1 и сечения провода обмотки статора
10.
Нижнее предельное значение t1 по рис.6-15, зона 1...3 (6...18), м (17): tmin=8 мм,
Верхнее предельное значение t1 по рис.6-15 (8...28), м (22): tmax=10 мм
11.
Число пазов статора, ограничение снизу:
Число пазов статора, ограничение сверху:
См. [2,Табл.6.1, стр.194] или табл.6.15
Принимаем число пазов Z1=24
Тогда
12.
Окончательно, зубцовое деление статора, м:
Принимаем зубцовое деление
Фазный ток, А:
Принимаем ток А
13.
Число эффективных проводников в пазу (предварительно):
14.
Число ветвей обмотки (параллельных), [2,табл. 6.1] (см. стр.75 и 86-87):
Тогда
15.
Окончательно
Принимаем поток
16.
Произведение AJ1 по рис.6-16 (110-220), [таб.2.1] A2/м3:
Плотность тока в обмотке статора (предварительно), A/м2:
Это соответствует данным [табл. 2.1, стр.27]
Расчётное сечение эффективного проводника, м2:
17.
Для круглого провода:
Число элементарных проводников в эфф. [2,табл. 6.1], см. табл.П-28:
Поперечное сечение элементарного проводника, м2:
Стандартный диаметр по табл.П-28 (см.стр.37-40), м:
Сечение неизолир.провода по табл.П-28, м2 :
Поперечное сечение эффективного проводника, м2:
Средний диаметр изолир. провода по табл.П-28, м2:
18.
Плотность тока в обмотке статора (окончательно), А/м2:
Расчёт размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
19.
Предварительно индукция Bz1 (1,6...2) по табл.6-10 (2p=2-8), Тл:
Предварительно индукция Ba (1,1...1,65) по табл.6-10, Тл:
Коэффициент заполнения (0,95...0,97) по табл.6-11 (0,95):
20.
Размеры паза статора. Прорезь (0,5...1) смотр. стр.177-178, м:
21.
Площадь паза для проводников. Принимаем bп по (6-47), с.177 (0,1...0,4), м:
Если обмотка однослойная, то 01, если двухслойная - 02:
Размеры паза в свету с учётом припуска на сборку:
Площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу, м2:
Площадь поперечного сечения прокладок, м2:
Площадь поперечного сечения паза для проводников, м2:
Коэффициент заполнения медью (0,3-0,4):
22.
Коэффициент заполнения паза (0,7-0,75):
На данном этапе следует сравнить коэффициент kз с приведённым в таблице [6-10]
Расчёт ротора
25.
Воздушный зазор по рис.6-21 [2,таб.6.1], м (0,25-1,3·10-3):
26.
Число пазов ротора Z2 по табл.6-15 [2,таб.6.1]:
*(машина малой мощности)
27.
Внешний диаметр, м:
28.
Длина l2, м:
29.
Зубцовое деление t2, м:
30.
Коэффициент kв по табл.6-16 (0,19...0,25):
Внутренний диаметр ротора, равный диаметру вала, м:
31.
Коэффициент k1 по рис.6-22 (при cosφ = 0,63...0,97 равен 0,69...0,98):
Принимаем:
Ток в стержне ротора I2, А:
Принимаем:
32.
Плотность тока в стержне литой клетки J2 (см.стр.186) (2,5...3,5·106), А/м2:
Площадь поперечного сечения стержня qс, м2:
33.
Ширина паза ротора bш2 (0,5...1,5·10-3) по рис.6-27, "m" в [2,таб.6.1], м:
Высота паза ротора hш2 (0,75...1,5·10-3) по рис.6-27, м:
Высота h'ш2, см. стр. 188 (0(полузакрытый паз)...0,3·10-3...1,5·10-3), м:
Индукция в зубце ротора Bz2 по табл.6-10 (1,75...1,85 Тл), Тл:
Допустимая ширина зубца:
Ширина зубца:
Ширина зубца:
так как > , то
принимаем размеры паза ротора (меньший) примерно равным как у 4А71В2 <
(табл.6.1, стр. 188), м:
Тогда предварительно
Принимаем:
Сечение стержня, м2:
34.
Плотность тока в стержне, А/м2:
35.
Площадь сечения короткозамыкающих колец, м2:
Их размеры:
Принимаем
Принимаем
Расчёт намагничивающего тока
36.
Уточнение значений индукции:
Расчётная высота ярма ротора при 2p=2, 4, м:
37.
Магнитное напряжение воздушного зазора, А:
38.
Принимаем Hz1 по табл.П-17 для ст.2013 Bz1=1,7-1,9(таб.6-10), А/м:
Магнитное напряжение зубцовой зоны статора, А:
Принимаем Hz2 по табл.П-17 для ст.2013 Bz2=1,7-1,85(таб.6-10), А/м:
Магнитное напряжение зубцовой зоны ротора, А:
39.
Коэффициент насыщения зубцовой зоны:
40.
Принимаем для Тл по табл. П-16 Ha1, А/м:
Магнитное напряжение ярма статора, А:
Принимаем для Тл по табл. П-16 Hj2, А/м (209):
Магнитное напряжение ярма ротора, А:
41.
Магнитное напряжение на пару полюсов, А:
42.
Коэффициент насыщения магнитной цепи:
43.
Намагничивающий ток, А:
Относительное значение:
Параметры рабочего режима
44.
Из справочника - температура расчетная (провод ПЭТВ см. с.37,с.245), °C (115):
Удельное сопротивление по табл.4.1 для нагретой меди, Ом·м (/41):
Коэффициент b1 (для диаметральных обмоток, см. с.197, равно 1):
Коэффициент KЛ (1,2...1,5, для 2р=2...8 по табл.6-19 при 2p=2 Кл=1,2 ):
Принимаем В (0,01; 0,015, см.стр.197), м (обычно 0,01 м):
Длина проводников фазы обмотки статора, м:
Активное сопротивление фазы обмотки, Ом:
Коэффициент Kвыл, 0,26...0,5 по табл.6-19, (для 2p=1...>8):
Длина вылета лобовой части катушки, м:
Относительное сопротивление фазы обмотки (о.е.):
45.
Удельное сопротивление по табл.4.1 (Примеч.) для алюминия, Ом·м ( /20,5):
Активное сопротивление фазы обмотки ротора, Ом:
Сопротивление, приведённое к числу витков обмотки статора, Ом:
Относительное значение:
46.
Коэффициент k (см.с.199, при диам. и однослойн.обмотке =1):
Коэффициент k' (см.с.199, при диам. и однослойн.обмотке =1):
Коэффициент скоса:
Коэффициент (0,5...5, в зависимости от см.рис.6-39д):
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:
Относительное значение:
Берем расчетное значение
а)
б)
в)
Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора:
Сопротивление, приведённое к числу витков статора:
Относительное значение:
Расчёт потерь
48.
Принимаем (см.стр.206), кг/м3:
Удельные потери в стали по таб.6-24 (2,5-2,6; 1,75), Вт/кг:
Показатель степени по табл.6-24 для стали (1,3-1,5):
Коэффициент по с.206 (1,6):
Коэффициент по с.206 (1,8):
49.
По рис.6-41 для (0...0,43) (0,37):
По с.207 1,4...1,8 (1,5):
Поверхностные потери в роторе, Вт:
50.
Пульсационные потери в зубцах ротора, Вт:
51.
Сумма добавочных потерь в стали, Вт:
52.
Полные потери в стали, Вт:
53. Механические потери:
54.
Добавочные потери при номинальном режиме, Вт:
55.
Расчёт рабочих характеристик
56.
Таблица 1. Данные расчёта рабочих характеристик двигателя
57.
Скольжение:
Таблица 2 – Расчет рабочих характеристик
Расчетная формула |
Скольжение |
||||||
|
0,025 |
0,04 |
0,055 |
0,07 |
0,085 |
0,078 |
|
|
734.1 |
293.6 |
183.5 |
133.5 |
104.9 |
86.36 |
93.84 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
746.1 |
305.7 |
195.5 |
145.5 |
116.9 |
98.39 |
105.9 |
|
17.68 |
17.68 |
17.68 |
17.68 |
17.69 |
17.70 |
17.71 |
|
746.3 |
306.2 |
196.3 |
146.6 |
118.2 |
99.97 |
107.3 |
|
0.294 |
0.718 |
01.дек |
1.501 |
1.861 |
2.201 |
2,05 |
|
0.99 |
0.99 |
0.9959 |
0.9927 |
0.98 |
0.98 |
0.9863 |
|
0.023 |
0.0577 |
0.0900 |
0.120 |
0.1496 |
0.176 |
0.164 |
|
0.382 |
0.8047 |
1.203 |
1.577 |
1.927 |
2.253 |
2.109 |
|
0.769 |
0.8041 |
0.8636 |
0.9438 |
1.041 |
1.152 |
1,1 |
|
0.859 |
1.138 |
1.481 |
1.838 |
2.19 |
2.531 |
2.379 |
|
0.303 |
0.7405 |
1.155 |
1.547 |
1.918 |
2.268 |
2.112 |
|
0.252 |
0.5311 |
0.7941 |
1.041 |
1.272 |
1.487 |
1392 |
|
0.0258 |
0.0453 |
0.0768 |
0.1183 |
0.168 |
0.223 |
198.2 |
|
0.0019 |
0.0113 |
0.02765 |
0.04962 |
0.07625 |
0.106 |
92.51 |
|
0.0008 |
0.0014 |
0.0027 |
0.003893 |
0.005527 |
0.007 |
6.519 |
|
86,92 |
116.5 |
165.3 |
230.1 |
308.1 |
396.6 |
355.5 |
|
65.2 |
414.6 |
628.8 |
810.9 |
963.8 |
1091 |
1036 |
|
0.655 |
0.7807 |
0.7919 |
0.7789 |
0.7578 |
0.733 |
0.7446 |
|
0.44 |
0.7073 |
0.8124 |
0.8581 |
0.8798 |
0.890 |
0.8866 |
Расчёта пусковых характеристик
Расчет пусковых характеристик. Рассчитываем точки характеристик, соответствующие скольжению s=1.
Пусковые характеристики спроектированного двигателя представлены на рис. 8.
Параметры с учетом вытеснения тока ():
По рис.6-50 для каждого значения вводим (0,3...1)":
λп1нас = λп1 – Δλп1нас
λд1нас = λд1 · хδ
Σλ1нас = λп1нас + λд1нас + λл1
λп2ξнас = λп2ξ - Δλп2нас
λд2нас = λд2 · хδ
Σλ2ξнас = λп2ξнас + λд2нас + λл2
х׳2ξнас = х2 ·
х12п = х12 ·
с1пнас = 1 +
αп = r1 + c1пнас ·
bп = х1нас + с1нас · х׳2ξнас
I׳2ξнас =
I1ξнас = I׳2ξнас · c1пнас
Iα• =
Мп• =
Критическое скольжение:
Таблица 3 – Расчет токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния
№ п/п |
Расчетная формула |
|
Скольжение |
|||||
1 |
0,8 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,42 |
|||
1 |
|
- |
1,25 |
1,19 |
1,16 |
1,13 |
1,1 |
1,076 |
2 |
|
А |
1202 |
1073 |
99 |
918 |
827 |
743 |
3 |
|
Тл |
3,23 |
2,89 |
2,69 |
2,47 |
2,23 |
2 |
4 |
|
- |
0,703 |
0,788 |
0,845 |
0,92 |
1,022 |
1,136 |
5 |
|
мм |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
0,005 |
6 |
|
- |
0,418 |
0,336 |
0,268 |
0,158 |
-0,052 |
-0,446 |
7 |
|
- |
1,864 |
2,089 |
2,242 |
2,44 |
2,709 |
3,013 |
8 |
|
Ом |
6,024 |
6,41 |
6,687 |
7,073 |
7,676 |
8,552 |
9 |
|
- |
1,012 |
1,013 |
1,014 |
1,014 |
1,016 |
1,017 |
10 |
|
мм |
0,365 |
0,33 |
0,293 |
0,211 |
-0,123 |
2,57 |
11 |
|
- |
1,139 |
1,221 |
1,289 |
1,399 |
1,609 |
2,003 |
12 |
|
- |
1,559 |
1,651 |
1,693 |
1,779 |
2,117 |
-0,575 |
13 |
|
Ом |
5,909 |
6,322 |
6,611 |
7,03 |
7,908 |
4,627 |
14 |
|
Ом |
20,181 |
22,279 |
23,784 |
25,795 |
28,622 |
31,871 |
15 |
|
Ом |
12,005 |
12,814 |
13,389 |
14,205 |
15,708 |
13,259 |
16 |
|
А |
9,369 |
8,56 |
8,061 |
7,471 |
6,738 |
6,373 |
17 |
|
А |
9,589 |
8,678 |
8,178 |
7,588 |
6,858 |
6,446 |
18 |
|
- |
|
|
|
|
|
|
19 |
|
- |
3,811 |
3,485 |
3,284 |
3,047 |
2,754 |
2,589 |
20 |
|
- |
1,871 |
1,946 |
1,969 |
1,971 |
1,922 |
2,045 |
Тепловой расчёт
59.
Принимаем K по табл.6-30, при 2р=2...12 К=0,22...0,16:
Принимаем kρ по стр.235, при изоляции F, 1,07...1,45:
Р׳э.п1 = kр · Рэ1 ·
Р׳э.п1 = 66,397
Принимаем по рис.6-59, (при h, Da, 2р), 40...200:
Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя, °C: Δυпов = К ·
Δυпов = 17,956
См.рис. 6-17...6-19. Если 6-17 и 6-18,то - 1. Если 6-19 - то 2:
По с.237 находим
Если тип паза - 2, введите для (0,3...1,5) по рис.6-62: '
Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора, °C:
Р׳эл1=kр·Рэ1·
Р׳эл1=145,641
Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей:
Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины, °C:
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри машины, °C:
Принимаем по рис.6-63, (для h) Пр=0,04..0,6, м2:
Принимаем по рис.6-59, (Da,h,2p) 10...30, Вт/(м2·°C):
Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды, °C:
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды, °C:
Δυ1 = Δυ׳1 + Δυв
Δυ1 =98,094
60.
Принимаем по стр.240 (при данных D, h) коэффициент m=(1,8; 2,5; 3,3):
Требуемый для охлаждения расход воздуха, м3/с:
Расход, обеспечиваемый наружным вентилятором, м3/с:
>
Заключение
Мы рассчитали двигатель серии 4А с полезной мощностью на валу Р2ном=1,1 кВт, U1ном=220/380В и количеством пар полюсов равным 2p=4.
Рассчитанный двигатель имеет степень защиты IP44, удовлетворяет требованиям стандарта, а также имеет достаточную термическую устойчивость от внутреннего перегрева, для чего была выбрана изоляция класса F.
Был произведён расчёт основных размеров главных узлов двигателя, а также были установлены его габариты (исполнение двигателя IM 1001).
Произведённый расчёт основных размеров главных узлов двигателя и его магнитной цепи показал, что двигатель способен устойчиво работать.
Расчёт пусковых и рабочих характеристик при различных условиях работы показал, что двигатель удовлетворяет поставленным условиям.
Список используемой литературы
1. Проектирование электрических машин. / Под редакцией И.П. Копылова. – М.: Энергия, 1980. – 494 с.
2. ГОСТ 19523-81. Двигатели трехфазные асинхронные короткозамкнутые серии 4А с высотой оси вращения от 50 до 355 мм. Технические условия. – М.: Изд–во стандартов, 1983. – 54 с.