ПОМОЩЬ ЭЛЕКТРИКАМ

    Проектирование и расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором мощностью 1,5 кВт, номинальным напряжением 220 В, частотой вращения 1500 об/мин, степенью защиты IP 23

    Здравствуйте коллеги. Сегодня я в очередной раз предоставляю расчет по проектированию асинхронного двигателя.  Скачивайте. ..  

    Асинхронный двигатель является преобразователем электрической энергии в механическую и составляет основу электропривода большинства механизмов, использующихся во всех отраслях народного хозяйства.

    В настоящее время асинхронные двигатели потребляют более 40% вырабатываемой электрической энергии, на их изготовление расходуется большое количество дефицитных материалов: обмоточной меди, изоляции, электротехнической стали и других затрат.

    На ремонт и обслуживание асинхронных двигателей в эксплуатации составляют более 5% затрат из обслуживания всего установленного оборудования.

    Поэтому создание серии высокоэкономичных и надежных асинхронных двигателей является важной народно-хозяйственной задачей, а правильный выбор двигателей, и их эксплуатация и высококачественный ремонт играют первоочередную роль в экономии материалов и трудовых ресурсов.

    В серии 4А за счет применения новых электротехнических материалов и рациональной конструкции, мощность двигателей при данных высотах оси вращения повышена на 2-3 ступени по сравнению с мощностью двигателей серии А2, что дает большую экономию дефицитных материалов.

    Впервые в мировой практике для асинхронных двигателей общего назначения были стандартизированы показатели надежности.

    Серия имеет широкий ряд модификаций специализированных исполнений для максимальных удовлетворительных нужд электропривода.

     

     

    1. Выбор главных размеров

     

    1. Синхронная скорость вращения поля:

     

     

    2. Высота оси вращения h=100 мм (двигатель 4А100L6 У3)

    3. Внутренний диаметр статора

     

     

     

    4. Полюсное деление

     

     

    5. Расчетная мощность

     

     

     

    [ и  - исходные данные]

    6. Электромагнитные нагрузки  [стр.166,1]

    7. Обмоточный коэффициент для однослойной обмотки принимаем:

    [стр.166,1]

    8. Расчетная длина воздушного зазора:

     

     
     

     

     

    При

     

    ;

     

    - коэффициент формы поля

    9. Отношение: [значение l находится в рекомендуемых пределах]

     

    2. Определение Z1, w1 и сечения провода обмотки статора

     

    10. Предельные значения t1 [стр.170,1] tmin=8 мм, t1=10 мм

    11. Число пазов статора:

     

     

     

     

    Принимаем Z1=36, тогда

     

     

     

    12. Зубцовое деление статора

     

     

     

    13. Число эффективных проводников в пазу [предварительно при условии  ]

    асинхронный двигатель статор ротор

    14. Принимаем, тогда

    15. Окончательные значения:

     

     

     

     

    Значения А и Вб находятся в допустимых приделах.

    16. Плотность тока в обмотке статора (предварительно):

     

     

     

     

    17. Сечение эффективного проводника (предварительно):

     

     
     

     

     

    принимаем , тогда

     

     

    обмоточный провод ПЭТМ (стр.470,1),

     

     

     

    18. Плотность тока в обмотке статора (окончательно):

     

     

     

    3. Расчет размеров зубцов зоны статора и воздушного зазора

     

    Рис.1

     

    19. Принимаем предварительно [стр.174,1]

     

    ;, тогда

     

     

    [по табл. 6-11,1 для оксидированных листов стали ]

     

     

     

    20. Размеры паза в штампе принимаем по [стр.179,1]

     

     

     

     

    21. Размеры паза в свету с учетом припуска на сборке:

     

     

     

     

     

    Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников:

     

     

     

    Площадь поперечного сечения прокладок в пазу:

    Площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу:

     

     

    22. Коэффициент заполнения паза:

     

     

     

    4. Расчет ротора

     

    23. Воздушный зазор:

    24. Число пазов ротора [стр.185,1 при 2 и ]

    25. Внешний диаметр:

    26. Длина:

    27. Зубцовое деление:

     

     

    28. Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник непосредственно насажен на вал:

     

     

     
     

     

    [ при  и  по табл. 6-16,1]

     

    29. Ток в стержне ротора:

     

    [ при  по стр.183,1;]

     

    30. Площадь поперечного сечения стержня:

     

     

    [плотность тока в стержне литой клетки принимаем J2=3,13×106 A2]

    31. Паз ротора

    Принимаем

    Допустимая ширина зубца:

     

     

    Размеры паза:

     

    Полная высота паза:

     

     

    Сечение стержня:

     

     

    32. Плотность тока в стержне:

     

     

    33. Короткозамыкающие кольца. Площадь поперечного сечения:

     

     

    Размеры замыкающих колец:

     

     

    Рис.2.

     

    Рис.3 Пазы статора и ротора

     

     

    Таблица 1

    № п/п

    Материал

    Толщина, мм

    Число слоев

    Односторонняя толщина, мм

    Наименование, марка

    1

    Имидрофлекс

    0,3

    1

    0,3

    2

    Имидофлекс

    0,25

    1

    0,25

    3

    Провод ПЭТВ ТУ 16 50 5370 – 78

    -

    -

    -

     

    5. Расчет намагничивающего тока

     
     

     

    34. Значение индукции Вj

     

     

    [расчетная высота ярма ротора: при 2р=6; стр. 194,1

     

    ]

     

    35. Магнитное напряжение воздушного зазора:

     

     

    36. Магнитные напряжения зубцовых зон:

    статора

    ротора

    [по таблице П-17, для стали 2013 Нz1=2340 A/м при Вz1=1,93 Тл;

     

     

    ]

     
     

     

    37. Коэффициент насыщения зубцовой зоны:

     

     

    38. Магнитные напряжения ярм статора и ротора:

     

     

    [по таблице П-16  при   при  ]

     

     

     

    39. Магнитное напряжение на пару полюсов:

     

     

    40. Коэффициент насыщения магнитной цепи:

     

     

     

    41. Намагничивающий ток:

     

     

    относительное значение:

     

     

    6. Параметры рабочего режима

     

    42. Активное сопротивление фазы обмотки статора:

     

     

    Для класса нагревостойкости изоляции F расчетная

    Для меди

     

     

    Длина проводников фазы обмотки:

     

     

    Длина вылета лобовой части катушки:

     

     

    Относительное значение:

     

     

    где

     

     

     

    Относительное значение:

     

     

     

    Рис. 4

     

    45. Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора:

     

     

     

    где по табл.6-23,1 h1=19,2+0,4×1,5=19,8 мм

     

    ]

     

    Приводим  к числу витков статора:

     

     

    Относительное значение:

     

     

     

    7. Расчет потерь

     

    46. Основные потери в стали:

     

    [];

     

     

    47. Поверхностные потери в роторе:

     

     

    48. Пульсационные потери в зубцах ротора:

     

     

    49. Сумма добавочных потерь стали:

     

     

    50. Полные потери в стали:

     

     

    51. Механические потери:

     

     

    для двигателей 2p=4 коэф.

     

     ]

     

    52. Добавочные потери при номинальном режиме:

     

     

    Холостой ход двигателя:

     

    , Pxx=191,6

     

    8. Расчет рабочих характеристик

     

     

     

     

    Потери, не меняющиеся при изменении скольжения:

     

     

    Принимаем  и рассчитываем рабочие характеристики, задаваясь скольжением

    Результаты расчета приведены в табл. 2. Характеристики представлены на рис.6.

     

    Таблица 1

    № п/п

    Расчетная формула

    Единица изм.

    Скольжение

    0,01

    0,02

    0,04

    0,058

    1

    Ом

    252

    126

    63

    43,45

    2

    Ом

    0

    0

    0

    0

    3

    Ом

    256

    130

    67

    47,45

    4

    Ом

    13

    13

    13

    13

    5

    Ом

    256,33

    130,65

    68,25

    49,2

    6

    А

    0,86

    1,68

    3,22

    4,47

    7

    -

    0,999

    0,995

    0,981

    0,96

    8

    -

    0,051

    0,1

    0,19

    0,264

    9

    А

    0,859

    1,67

    3,16

    4,29

    10

    А

    3,04

    3,17

    3,61

    4,18

    11

    А

    3,16

    3,58

    4,8

    6

    12

    А

    0,91

    1,78

    3,41

    4,73

    13

    Вт

    566,94

    1102,2

    2085,6

    2831,4

    14

    Вт

    112,64

    144,57

    259,9

    406,08

    15

    Вт

    5,59

    21,39

    78,49

    151,02

    16

    Вт

    4,27

    5,48

    9,85

    15,39

    17

    Вт

    213,1

    262,04

    438,84

    663,09

    18

    Вт

    353,84

    840,16

    1646,76

    2168,3

    19

    -

    0,624

    0,762

    0,79

    0,766

    20

    -

    0,272

    0,466

    0,658

    0,715

     

    Расчет и построение круговой диаграммы:

     

     

    Масштаб тока:

     

     

    Масштаб мощности:

     

     

     

    9. Расчет пусковых характеристик

     

    55. Расчет пусковых характеристик. Рассчитываем точки характеристик, соответствующие скольжению s=1.

    Пусковые характеристики спроектированного двигателя представлены на рис. 8.

    Параметры с учетом вытеснения тока ():

     

    для

     

    Активное сопротивление обмотки ротора:

     

     

     

    Приведенное сопротивление ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока:

     

     

    Индуктивное сопротивление обмотки ротора:

     

     

    Ток ротора приближенно без учета влияния насыщения:

     

     

    56. Учет влияния на параметры. Принимаем для s=1 коэффициент

     

    [по рис. 6-50, стр. 219, 1 для Bфδ = 4 Тл, хδ = 0,58]

    Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учётом влияния насыщения:

     

    с1 = (t1bш1) · (1 - хδ) = (10,3 - 3) · (1- 0,58) = 3,07 мм

    λп1нас = λп1 – Δλп1нас = 1,214 – 0,18=1,034

     

    Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учётом влияния насыщения:

     

    λд1нас = λд1 · хδ = 2,17 · 0,58 = 1,259

     

    Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учётом влияния насыщения:

     

    х1нас = х1 ·  2,88 Ом, где

    Σλ1нас = λп1нас + λд1нас + λл1 = 1,034+1,259 +0,516=2,809

     

    Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора с учётом влияния насыщения и вытеснения тока:

     

    Δλп2нас = 0,367

    с2 = (t2bш2) · (1 - хδ) = (13,2 - 1,5) · (1-0,58) = 5,54 мм

    λп2ξнас = λп2ξ - Δλп2нас = 2 - 0,367=1,633

     

    Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния ротора с учётом влияния насыщения:

     

    λд2нас = λд2 · хδ = 2,957 · 0,58=1,715

     

    Приведённое индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учётом влияния вытеснения тока и насыщения:

     

    х׳2ξнас = х2 ·  4,3 Ом, где

    Σλ2ξнас = λп2ξнас + λд2нас + λл2 = 1,633 +1,715+0,163=3,511

     

    Сопротивление взаимной индукции обмоток в пусковом режиме:

     

    х12п = х12 ·  97,9 Ом

    с1пнас = 1 +  1,03

     

    Расчёт токов и моментов:

     

     

    αп = r1 + c1пнас ·  6,32

    bп = х1нас + с1нас · х׳2ξнас = 2,88+1,03 · 4,3 = 7,31

    I׳2ξнас =  22,8 А

    I1ξнас = I׳2ξнас · c1пнас = 22,8 · 1,03 = 23,44 А

    Iα = 3,9

    Мп• =  1,5

     

    Расчет только для S=1, так как при Р<11 кВт hr hc и практически нет эффекта "вытеснения тока". Построение пусковых характеристик производится по круговой диаграмме.

     

    10. Тепловой расчёт

     

    57. Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя:

     

    Δυпов = К ·  17 ºС

     

    по табл. 6-30, К = 0,19; по рис. 6-59, α1 = 82 Вт/(м2 · ºС);

     

    Р׳э.п1 = kр · Рэ1 ·  202,4 Вт]

     

    Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора:

     

     

    где

     

    п1=2·hп+b1+b2=2·14,2+8,1+5,9=42,4 мм =0,042 м;

     

    для изоляции класса нагревности В λэкв=0,16 Вт/(м ·ºС), по стр. 237, 1

    для d/dиз = 1,0 /1,08 = 0,93; λ׳экв = 1,2 Вт/(м ·ºС)]

     

    ׳эл1=kр·Рэ1·1,07·406,08·232,1 Вт; Пл1п1=0,042; bиз.л1=0]

     

    Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины:

     

     

    Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри машины:

     

     

    Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды:

     
     

     

    [ΣР׳в=ΣР׳–(1-К)·(Р׳эп1ст.осн)–0,9·Рмех=702,1–(1–0,19)·(202,4+76)– –0,9 · 8,6=468,9 Вт, где

    ΣР׳=ΣР+(kр-1)·(Рэ1э2)=663,09 +(1,07-1)·(406,08 +151,02)=702,1 Вт;

    Sкор=(π·Dα+8·Пр)·(l1+2·lвыл1)==(3,14·0,168+8·0,16)·(0,102+2·0,029)=0,286

     

    Пр=0,16 м2 для h=100 мм по рис. 6-63, 1, αв=19 Вт/(м2 ·ºС), Dα=0,168 по рис. 6-59, 1]. Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды:

     

    Δυ1 = Δυ׳1 + Δυв = 24+86,3=110,3 ºС

     

    11. Расчёт вентиляции

     

    58. Расчёт вентиляции. Требуемый для охлаждения расход воздуха:

     

    Qв =  0,012 м3

     [стр.240, 1]

     

    Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором:

     

    Q׳в = 0,6 · Dα3 ·  0,6 · (0,168)3 · 0,0427 м3

    Q׳в > Qв .

     

    Приложение

     


    Литература

     

    1.                 Копылов И.П. "Проектирование электрических машин". М.: "Энергия", 1980г.

    2.                 Методические указания к выполнению курсового проекта по электрическим машинам. № 11, 1990г.

     

     

     

     

     

     

    43. Активное сопротивление фазы обмотки ротора:

     

    [

     

    где для алюминиевой обмотки ротора ]

    Приводим  к числу витков обмотки статора:

     

     

    Относительное значение:

     

     

    44. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:

    Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения