Проектирование и расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором мощностью 3 кВт, номинальным напряжением 380 В, частотой вращения 750 об/мин, число полюсов 4, степенью защиты IP 44
Проектирование и расчет асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором мощностью 3 кВт, номинальным напряжением 380 В, частотой вращения 750 об/мин, число полюсов 4, степенью защиты IP 44
1. Синхронная скорость вращения поля: 4А90L2
2. Высота оси вращения h=90 мм
Da=0,149 м
3. Внутренний диаметр статора D=Kd×Da=0,57× 0,149=0,084 м
[Kd= 0,57; (0,52¸0,57)]
4. Полюсное деление t=p×D/2p=3,14 × 0,084/2=0,1319 м
5. Расчетная мощность
[ke=0,979, , 1; h=0,89 и cosj=0,88 – исходные данные]
6. Электромагнитные нагрузки А=22×103 А/м; Вd=0,49 Тл [
7. Обмоточный коэффициент для однослойной обмотки принимаем:
kоб1=0,95 [стр. 166, 1]
8. Расчетная длина воздушного зазора:
при []
9. Отношение: [значение l находится в рекомендуемых пределах]
2. Определение Z1, w1 и сечения провода обмотки статора
10. Предельные значения t1 [стр. 170,1] tmin=11 мм, t1max=12 мм
11. Число пазов статора:
Принимаем Z1=24, тогда
Коб=0,957
12. Зубцовое деление статора:
13. Число эффективных проводников в пазу
[предварительно при условии а=1]
14. Принимаем а=1, тогда
15. Окончательные значения:
Значения А и Вd находятся в допустимых пределах.
16. Плотность тока в обмотке статора (предварительно):
[(AJ1)=133,5×109 A2/м3 стр. 173, 1]
17. Сечение эффективного проводника (предварительно):
принимаем пэл=1, тогда
обмоточный провод ПЭТМ (стр. 470, 1),
dэл=1,12 мм; qэл=0,985 мм2
qэф=qэл×пэл=0,985×1=0,985 мм2; dиз=1,2 мм
18. Плотность тока в обмотке статора (окончательно):
3. Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
Рис.1
19. Принимаем предварительно [стр. 174, 1]
Вz1=1,18 Тл; Ва=1,02 Тл, тогда
[по табл. 6-11, 1 для оксидированных листов стали кс=0,97]
20. Размеры паза в штампе принимаем по [стр. 179,1]
21. Размеры паза в свету с учетом припуска на сборку:
Площадь поперечного сечения паза для размещения проводников:
Площадь поперечного сечения прокладок в пазу: Sпр=0
Площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу:
22. Коэффициент заполнения паза:
4. Расчет ротора
23. Воздушный зазор: d=0,3 мм
24. Число пазов ротора Z1=24] Z2=20
25. Внешний диаметр: D2=D-2d=84-2 × 0,4=83,2 мм
26. Длина: l2=l1=0,1 м
27. Зубцовое деление:
28. Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник непосредственно насажен на вал:
Dj=DВ=kВ×Da=0,23×0,149=0,03427 м» 34,27 мм
[kВ=0,23 при h=90 мм и 2р=2 по табл. 6-16, 1]
29. Ток в стержне ротора:
[ki=0,91 при cosj=0,88 по стр. 183, 1; ]
30. Площадь поперечного сечения стержня:
[плотность тока в стержне литой клетки принимаем J2=3×106 А/м2]
31. Паз ротора
Принимаем
Допустимая ширина зубца:
Размеры паза:
Полная высота паза:
Сечение стержня:
32. Плотность тока в стержне:
33. Короткозамыкающие кольца. Площадь поперечного сечения:
Размеры замыкающих колец:
Рис. 2
5. Расчет намагничивающего тока
34. Значение индукции Bj
[расчетная высота ярма ротора: при 2р=2; стр. 194, 1
]
35. Магнитное напряжение воздушного зазора:
36. Магнитные напряжения зубцовых зон:
статора
ротора
[по таблице П-17, для стали 2013 Hz1=411 А/м для Вz1=1,18 Тл;
Hz2=436 А/м при Вz2=1,22 Тл;
hz1=12,46 мм; hz2=hn2-0.1×b2=20,4-0,1×1,8=20,2 мм]
37. Коэффициент насыщения зубцовой зоны:
38. Магнитные напряжения ярма статора и ротора:
Fa=La×Ha=0,203×191=38,8 А
Fj=Lj×Hj=0,04×191=7,6 А
[по табл. П-16 На=191 А/м при Ва=1,02 Тл; Нj=191 А/м при Вj=1,02 Тл]
при 2р®8
39. Магнитное напряжение на пару полюсов:
40. Коэффициент насыщения магнитной цепи:
41. Намагничивающий ток:
относительное значение:
6. Параметры рабочего режима
42. Активное сопротивление фазы обмотки статора:
Для класса нагревостойкости изоляции расчетная
Для меди
Длина проводников фазы обмотки:
Длина вылета лобовой части катушки:
Относительное значение:
43. Активное сопротивление фазы обмотки ротора:
Приводим r2 к числу витков обмотки статора:
Относительное значение:
44. Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:
Относительное значение:
Рис. 4
45. Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора:
Приводим х2 к числу витков статора:
Относительное значение:
Рис. 5
7. Расчет потерь
46. Основные потери в стали:
47. Поверхностные потери в роторе:
48. Пульсационные потери в зубцах ротора:
49. Сумма добавочных потерь стали:
50. Полные потери в стали:
51. Механические потери:
[для двигателей 2р=2 коэф. kt=1]
52. Добавочные потери при номинальном режиме:
53.Холостой ход двигателя:
8. Расчет рабочих характеристик
54.
Потери не меняющиеся при изменении скольжения:
Рст+Рмех=93,9+113,6=207,5 Вт
Принимаем и рассчитываем рабочие характеристики, задаваясь скольжением s=0,005; 0,01; 0,02; 0,033
Результаты расчёта приведены в табл. 2.
Характеристики представлены на рис. 6
Таблица 2
№ п/п |
Расчетная формула |
Единица изм. |
Скольжение |
|||
0,005 |
0,01 |
0,02 |
0,033 |
|||
1 |
|
Ом |
252,77 |
126,36 |
63,18 |
38,29 |
2 |
|
Ом |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
|
Ом |
255,21 |
128,8 |
65,62 |
40,73 |
4 |
|
Ом |
8 |
8 |
8 |
8 |
5 |
|
Ом |
255,32 |
129,02 |
66,06 |
41,43 |
6 |
|
А |
0,86 |
1,71 |
3,33 |
5,31 |
7 |
|
- |
0,999 |
0,998 |
0,993 |
0,98 |
8 |
|
- |
0,03 |
0,059 |
0,115 |
0,18 |
9 |
|
А |
0,97 |
1,82 |
3,42 |
5,31 |
10 |
|
А |
1,11 |
1,18 |
1,46 |
2,04 |
11 |
|
А |
1,47 |
2,17 |
3,72 |
5,7 |
12 |
|
А |
0,88 |
1,74 |
3,4 |
5,42 |
13 |
|
Вт |
640,2 |
1201,2 |
2257,2 |
3504,6 |
14 |
|
Вт |
15,4 |
33,6 |
98,8 |
232 |
15 |
|
Вт |
2,8 |
10,9 |
41,6 |
105,8 |
16 |
|
Вт |
1 |
2,2 |
6,6 |
15,5 |
17 |
|
Вт |
226,7 |
254,2 |
354,6 |
560,8 |
18 |
|
Вт |
413,5 |
947 |
1902,6 |
2943,8 |
19 |
|
- |
0,65 |
0,79 |
0,84 |
0,84 |
20 |
|
- |
0,66 |
0,84 |
0,92 |
0,93 |
9. Расчет пусковых характеристик
55. Расчет пусковых характеристик. Рассчитываем точки характеристик, соответствующие скольжению s=1
Параметры с учетом вытеснения тока (uрасч=115°С):
Активное сопротивление обмотки ротора:
Приведенное сопротивление ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока:
Индуктивное сопротивление обмотки ротора:
Ток ротора приближенно без учета влияния насыщения:
56. Учет влияния насыщения на параметры. Принимаем для s=1 коэффициент насыщения
[по рис. 6-50, стр. 219, 1 для Вфd=3,4 Тл, хd=0,6]
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учетом влияния насыщения:
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния с учетом влияния насыщения и вытеснения тока:
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
Приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния вытеснения тока насыщения:
Сопротивление взаимной индукции обмоток в пусковом режиме:
Расчет токов и моментов:
10. Тепловой расчет
57. Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя:
Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора:
Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины:
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри машины:
Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды:
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды:
11. Расчет вентиляции
58. Расчет вентиляции. Требуемый для охлаждения расход воздуха:
Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором:
Список использованных источников
1. Копылов И.П. «Проектирование электрических машин». М.: «Энергия», 1980г.