Полное проектирование асинхронного двигателя со следующими параметрами: 120 Вт 1500 об мин 220/380 В
Введение
Асинхронный двигатель является преобразователем электрической энергии в механическую и составляет основу большинства механизмов использующихся во всех отраслях народного хозяйства.
В настоящее время асинхронные двигатели потребляют более 40% вырабатываемой электрической энергии, на их изготовление расходуется большое количество дефицитных материалов: обмоточные меди, изоляции, электрической стали и других затрат.
На ремонт и обслуживание асинхронных двигателей в эксплуатации средства составляют более 5% затрат из обслуживания всего установленного оборудования.
Поэтому создание серии высокоэкономичных и надежных асинхронных двигателей является важнейшей народно-хозяйственной задачей, а правильный выбор двигателей, их эксплуатации и высококачественный ремонт играют первоочередную роль в экономике материалов и трудовых ресурсов.
В серии 4А за счет применения новых электротехнических материалов и рациональной конструкции, мощность двигателей при данных высотах оси вращения повышена на 2-3 ступени по сравнения с мощностью двигателей серии А2, что дает большую экономию дефицитных материалов.
Серия имеет широкий ряд модификации, специализированных исполнений на максимальных удовлетворительных нужд электропривода.
1. Выбор главных размеров
1.1 Синхронная скорость вращения поля:
1.2 Высота оси вращения:
Внешний диаметр Da = 0,08 м
1.3 Внутренний диаметр статора:
1.4 Полюсное деление:
1.5 Расчетная мощность:
1.6 Электромагнитные нагрузки:
A/м
Тл
1.7 Принимаем обмоточный коэффициент для двухслойной обмотки:
1.8 Расчетная длина воздушного зазора:
1.9 Отношение значение находится в рекомендуемых пределах
2. Определение , и сечение провода обмотки статора
2.1 Предельные значения :
2.2 Число пазов статора
Принимаем тогда
Обмотка двухслойная
2.3 Зубцовое деление статора
2.4 Число эффективных проводников в пазу (предварительно при условии а=1)
2.5 Принимаем а = 1, тогда
принимаем
2.6 Окончательные значения
Число витков в фазе:
Линейная нагрузка:
Магнитный поток:
Для двухслойной обмотки:
при
Значения А и находятся в допустимых пределах
2.7 Плотность тока в обмотке статора (предварительно)
по п. 2.6:
=
2.8 Сечение эффективного проводника (предварительно):
2.9 Сечение эффективного проводника (окончательно):
принимаем тогда
обмоточный провод ПЭТВ ,
2.10 Плотность тока в обмотке статора (окончательно):
3. Расчет размеров зубцовой зоны статора и воздушного зазора
Рис.1 К расчету размеров зубцовой зоны статоров с прямоугольной конфигурацией пазов
3.1 Принимаем предварительно
;
=
для оксидированных листов стали
=
3.2 Размеры паза в штампе принимаем:
3.3 Размеры паза в свету с учетом припуска на cборку:
Площадь поперечного сечения паза «в свету» для размещения проводников:
Площадь поперечного сечения прокладок:
(для двухслойной обмотки)
Площадь поперечного сечения корпусной изоляции в пазу:
- односторонняя толщина изоляции в пазу
3.4 Коэффициент заполнения паза:
Полученное значение допустимо для двигателей с (0,72÷0,74).
4. Расчет ротора
4.1 Воздушный зазор (по заданным данным):
4.2 Число пазов ротора :
4.3 Внешний диаметр ротора:
4.4 Длина магнитопровода ротора:
4.5 Зубцовое деление ротора:
4.6 Внутренний диаметр ротора равен диаметру вала, так как сердечник непосредственно насажен на вал.
4.7 Ток в стержне ротора
4.8 Площадь поперечного сечения стержня (предварительно):
Плотность тока в стержне литой клетки принимаем:
4.9 Паз ротора определяем по рис.9.40, б :
Принимаем
Допустимая ширина зубца:
Размеры паза:
Принимаем:
Полная высота паза:
4.10 Площадь поперечного сечения стержня:
4.11 Плотность тока в стержне:
4.12 Короткозамыкающие кольца.
Площадь поперечного сечения кольца:
Размеры замыкающих колец:
На рис.2 представлены размеры замыкающих колец
Рис.2 Размеры замыкающих колец
Рис.3 К расчету трапецеидальных закрытых пазов ротора
5. Расчет намагничивающего тока
5.1 Значение индукций:
Расчетная высота ярма ротора при 2р=4, :
5.2 Магнитное напряжение воздушного зазора:
5.3 Магнитные напряжение зубцовых зон:
статора:
ротора:
[ по табл. П1.7,1] для стали 2013:
при ВZ1=1,9 Тл, НZ1=2070 А/м;
при ВZ2=1,9 Тл, НZ2=2070 А/м;
hZ1=hп1=6,9 мм;
hZ2=hп2-0,1∙в2=9,9-0,1∙2,5=9,7 мм
5.4 Коэффициент насыщения зубцовой зоны:
5.5 Магнитные напряжения ярм статора и ротора:
[по табл. П1.6, 1] при Ва=1,6 Тл, НА=750 А/м
при ВJ=1,05 Тл, НJ=400 А/м
где
при 2р=6 :
где
5.6 Магнитное напряжение на пару полюсов:
5.7 Коэффициент насыщения магнитной цепи:
5.8 Намагничивающий ток:
относительное значение:
6. Параметры рабочего напряжения
6.1 Активное сопротивление фазы обмотки статора:
Для класса нагревостойкости изоляции F расчетная температура =115˚С;
Для медных проводников
Длина проводников фазы обмотки:
Длина вылета лобовой части катушки:
Относительное значение:
6.2 Активное сопротивление фазы алюминиевой обмотки ротора:
где для алюминиевой обмотки ротора:
Приводим r2 к числу витков обмотки статора:
Относительное значение:
6.3 Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора:
где
где:
где:
Относительное значение:
Рис.5 К расчету коэффициентов магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора
6.4 Индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора:
где по табл. 9.27 с. 408, 1:
где kд=1 -для номинального режима
Так как
Приводим Х2 к числу витков статора:
Относительное значение:
Рис.6 К расчету коэффициентов магнитной проводимости пазового рассеяния короткозамкнутого ротора
7. Расчет потерь
7.1 Основные потери в стали:
- удельная масса стали
7.2 Поверхностные потери в роторе:
7.3 Пульсационные потери в зубцах ротора:
7.4 Сумма добавочных потерь в стали:
7.5 Полные потери в стали:
7.6 Механические потери:
для двигателей с 2р ≥ 4:
7.7 Добавочные потери при номинальном режиме:
7.8 Холостой ход двигателя:
Iх.х.р ≈ Iμ
8. Расчет рабочих характеристик
8.1 Параметры:
Используем приближенную формулу, так как :
Потери , не меняющиеся при изменении скольжения:
Принимаем и рассчитываем рабочие характеристики,
задаваясь скольжением S равным:
s=0,005; 0,01; 0,015; 0,02; 0,025; 0,03
Результаты таблицы приведены в таблице 1.
Характеристики представлены на рис.7
|
Расчетная формула |
Единица измерения |
Скольжение |
||||||
0,005 |
0,01 |
0,015 |
0,02 |
Sном =0,024
|
0,03 |
0,035
|
|||
1. |
|
Ом |
2,98 |
1,49 |
0,99 |
0,74 |
0,59 |
0,49 |
0,45 |
2. |
|
Ом |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3. |
|
Ом |
171 |
169,6 |
169,1 |
168,8 |
168,7 |
168,5 |
168 |
4. |
|
Ом |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
5. |
|
Ом |
184 |
182 |
182 |
182 |
181 |
181 |
181 |
6. |
|
А |
1,19 |
1,203 |
1,206 |
1,208 |
1,209 |
1,209 |
1,210 |
7. |
|
- |
0,92 |
0,92 |
0,92 |
0,92 |
0,92 |
0,92 |
0,91 |
8. |
|
- |
0,36 |
0,37 |
0,37 |
0,37 |
0,37 |
0,37 |
0,37 |
9. |
|
А |
1,18 |
1,19 |
1,22 |
1,19 |
1,19 |
1,2 |
1,21 |
10. |
|
А |
0,69 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,71 |
0,71 |
11. |
|
А |
1,37 |
1,38 |
1,41 |
1,39 |
1,39 |
1,39 |
1,39 |
12. |
|
А |
1,25 |
1,26 |
1,27 |
1,27 |
1,275 |
1,276 |
1,3 |
13. |
|
Вт |
783 |
788 |
807 |
791 |
791 |
792 |
792 |
14. |
|
Вт |
0,9 |
0,918 |
0,952 |
0,925 |
0,927 |
0,928 |
0,928 |
15. |
|
Вт |
0,07 |
0,07 |
0,072 |
0,072 |
0,073 |
0,073 |
0,074 |
16. |
|
Вт |
4 |
4 |
4,1 |
4,2 |
4,25 |
4,27 |
4,29 |
17. |
|
Вт |
919 |
933 |
967 |
940 |
941 |
942 |
950 |
18. |
|
Вт |
45 |
68 |
78 |
85 |
93 |
120 |
122 |
19. |
|
- |
0,07 |
0,18 |
0,3 |
0,57 |
0,56 |
0,55 |
0,55 |
20. |
|
- |
0,36 |
0,43 |
0,54 |
0,52 |
0,56 |
0,59 |
0,68 |
Таблица 1. Рабочие характеристики асинхронного двигателя
Рис.7 Рабочие характеристики спроектированного двигателя
9. Расчет пусковых характеристик
9.1 Расчет пусковых характеристик. Рассчитываем точки характеристик,
соответствующие скольжению S = 1.
Пусковые характеристики спроектированного двигателя представлены на рис.8.
Параметры с учетом вытеснения тока ()
Для [стр. 428, рис. 9.57, 1]
[стр.428, рис. 9.58, 1]
Активное сопротивление обмотки ротора:
где
Приведенное сопротивление ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока:
9.2 Индуктивное сопротивление обмотки ротора с учетом действия эффекта вытеснения тока:
9.4 Пусковые параметры
9.5 Расчет токов с учетом влияния эффекта вытеснения тока для :
9.3 Учет влияния насыщения на параметры. Принимаем для S=1 коэффициент насыщения
и
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки статора с учетом влияния насыщения:
Индуктивное сопротивление фазы обмотки статора с учетом влияния насыщения:
где
Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния ротора с учетом влияния насыщения и вытеснения тока:
Для закрытых пазов ротора:
Коэффициент магнитной проводимости дифференциального рассеяния обмотки ротора с учетом влияния насыщения:
Приведенное индуктивное сопротивление фазы обмотки ротора с учетом влияния вытеснения тока и насыщения:
где
Расчет токов и моментов:
Критическое скольжение определяем после расчета всех точек пусковых характеристик (табл. 3) по средним значениям сопротивлений , соответствующим скольжениям :
Таблица 2. Расчет токов в пусковом режиме асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с учетом влияния эффекта вытеснения тока
Для расчета других точек характеристики зададимся , уменьшенным в зависимости от тока (см.табл. 2):
Таблица 3. Расчет пусковых характеристик асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с учетом эффекта вытеснения тока и насыщения от полей рассеяния
Рис. 8 Пусковые характеристики
10. Тепловой расчет
10.1 Превышение температуры внутренней поверхности сердечника статора над температурой воздуха внутри двигателя.
10.2 Перепад температуры в изоляции пазовой части обмотки статора:
где
10.3 Перепад температуры по толщине изоляции лобовых частей:
10.4 Повышение температуры наружной поверхности лобовых частей над температурой воздуха внутри машины:
10.5 Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой воздуха внутри машины:
10.6 Превышение температуры воздуха внутри машины над температурой окружающей среды:
Среднее превышение температуры обмотки статора над температурой окружающей среды:
11. Расчет вентиляции
11.1 Расчет вентиляции, требуемый для охлаждение расходов воздуха:
Расход воздуха, обеспечиваемый наружным вентилятором: