«Расчет обмоток асинхронного двигателя»
Данный курсовой проект по дисциплине «Электрические машины» написан на тему: «Расчет обмоток асинхронного двигателя».
Цель курсового проекта- освоить принципы выбора, расчета главных размеров, расчет рабочих и пусковых характеристики двигателя и расчет обмоток.
Курсовой проект состоит из расчетной части и графической части. Объем расчетной части составляет 12 листа формата А4. В ней рассмотрен выбор двигателя по номинальной мощности. Расчет обмоток статора. Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС. Объем графической части составляет 1 листа формата A3.
На листе изображена схема обмоток статора.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Выбор двигателя по номинальной мощности………………………………..4
2.Расчет обмоточных данных и построение развернутой схемы обмотки статора………………………………………………………………………..…..7
3. Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС первой, третьей и седьмой гармоник………………………………………………….…9
4. Каталожные данные………………………………………………………..…13
Заключение………………………………………………………….……………15
Список использованных источников…………………………………..……….16
Введение
Электрические машины широко применяются в различных отраслях промышленности.
При работе этих двигателей частота вращения магнитного поля статора постоянна и зависит от частоты питающей сети (стандартная частота 50 Гц) и от числа пар полюсов, а частота вращения ротора отличается на величину скольжения, составляющую 0,012—0,06 скорости магнитного поля статора. Причиной исключительно широкого применения асинхронных электродвигателей является их простота и небольшая стоимость.
Практически нет отрасли техники и быта, где не использовались бы асинхронные двигатели.
Потребности народного хозяйства удовлетворяются главным образом двигателями основного исполнения единых серий общего назначения, т.е. применяемых для привода механизмов, не предъявляющих особых требований к пусковым характеристикам, скольжению, энергетическим показателям, шуму и т.п. Вместе с тем в единых сериях предусматривают также электрические и конструктивные модификации двигателей, модификации для разных условий окружающей среды, предназначенные для удовлетворения дополнительных специфических требований отдельных видов приводов и условий их эксплуатации. Модификации создаются на базе основного исполнения серий с максимально возможным использованием узлов и деталей этого исполнения.
В некоторых приводах возникают требования, которые не могут быть удовлетворены двигателями единых серий. Для таких приводов созданы специализированные двигатели, например электробуровые, краново-металлургические и др.
Исходные данные
Величины |
|
||
Подвариант |
1 |
||
Масса груза, кг*103 |
|||
Б |
6 |
||
Скорость подъема, м/с |
|||
Б |
0,2 |
||
Высота подъема h, м |
|||
Б |
8 |
||
Коэффициент, учитывающий противовес, k |
|||
Б |
0,4 |
||
КПД подъемника, η |
|||
Б |
0,9 |
||
Коэффициент увеличения мощности, KP |
|||
Б |
1,2 |
||
Число пазов Z1 |
|||
Б |
48 |
||
Число полюсов 2р |
|||
Б |
6 |
||
Гармоника ν |
|||
Б |
7 |
1 Выбор двигателя по номинальной мощности
Мощность двигателя
(1.1)
где k- коэффициент, учитывающий действие противовеса;
- скорость подъема груза (м/с);
m- масса груза (кг);
- ускорение свободного падения (м/с2);
- КПД подъемника.
Полученное значение мощности увеличиваем до ближайшего каталожного значения. Ближайший по мощности двигатель АД132S6
(Р=5,5 (кВт), n=952 (об/мин))
Определяем его номинальный момент:
=9550˙ (1.2)
=9550˙ =55,5 (Н˙м)
Максимальный момент:
=2,2=2,2˙55,2=165,52(Н˙м)
2 Расчет обмоточных данных и построение развернутой схемы обмотки статора
Расчет обмоточных данных состоит в определении основных данных:
N – число катушечных групп;
y – шаг обмотки;
q – число пазов на полюс и фазу;
α – число электрических градусов, приходящихся на один паз;
а – число параллельных ветвей.
Шаг обмотки
Шаг обмотки (у1) – это расстояние выраженное в зубцах (или пазах), между активными сторонами одной и той же секции:
(2.1)
где y1 – расчетный шаг (равен полюсному делению, выраженному в зубцах);
– произвольное число меньше 1, доводящее расчётный шаг (y1) до целого числа.
На практике принято шаг определять в пазах, поэтому при раскладке вторая сторона секции ложится в паз у+1.
Для подавления седьмой гармоники ЭДС катушки выбирают kу = 0,857.
Принимаем пазов.
Число пазов на полюс и фазу
, (2.2)
где – число фаз.
Число катушечных групп.
В двухслойных обмотках число катушечных групп механически увеличивается в два раза, однако, по сравнению с однослойной обмоткой, с числом витков в каждой секции меньшим в два раза, тогда:
(2.3)
где - число катушечных групп в одной фазе двухслойной обмотке.
Так как каждую пару полюсов создают все три фазы переменного тока, следовательно,
(2.4)
Число электрических градусов на один паз
, (2.5)
Так как , то обмотка называется рассредоточенной, при этом фазные катушки должны быть разделены на секции, число которых равно .
3 Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС первой, третьей, пятой и седьмой гармоник
Для определения ЭДС обмотки статора необходимо ЭДС катушки умножить на число последовательно соединенных катушек в фазной обмотке статора. Так как число катушек в катyшечной группе равно q1, а число катушечных групп в фазной обмотке равно 2р, то фазная обмотка статора содержит 2pq, катушек. Имея в виду, что число последовательно соединенных витков в фазной обмотке w1 = 2pq1wK (wК=1), получим ЭДС фазной обмотки статора (В) ν-й гармоники:
(3.1)
где - частота высшей гармоники;
Так как наша обмотка имеет диаметральный шаг, то есть шаг обмотки у равен полюсному делению τ, и нет скоса пазов ни на роторе, ни на статоре, то формулу можно переписать в следующем виде:
Рассчитаем величину основного магнитного потока:
(3.2)
Величина магнитного потока Ф определяется как
(3.3)
где Bδ – величина максимальной индукции в воздушном зазоре (принимаем равной 0,7 Тл);
(3.4)
где τ =0,064 - полюсное деление (ширина полюса в воздушном зазоре, м;
=0,08 - длина сердечника статора, м.
Частоту высших гармоник найдем по формуле:
(3.5)
где f1 – частота тока.
- первая гармоника:
,
- третья гармоника:
,
- пятая гармоника:
,
- седьмая гармоника:
.
По формуле вычислим число последовательно соединенных витков в обмотке фазы:
Подставим полученные данные и рассчитаем ЭДС фазной обмотки статора по формуле, принимая:
- 1-я гармоника:
Зная значение ЭДС 1-й гармоники, приступим к подсчету других ЭДС высших гармоник, учитывая обмоточный коэффициент.
Произведение коэффициентов распределения, укорочения шага и скоса пазов называют обмоточным коэффициентом. Следовательно, обмоточный коэффициент для v-й гармоники:
(3.6)
У рассматриваемой обмотки шаг диаметральный и нет скоса пазов, и в нашем случае формула принимает следующий вид:
(3.7)
- 3-я гармоника:
- 5-я гармоника:
- 7-я гармоника:
Определим значение фазной ЭДС обмотки статора:
(3.8)
Выражение (3.8) определяет значение фазной ЭДС обмотки статора. Что же касается л и н е й н о й ЭДС, то ее значение зависит от схемы соединения обмотки статора: при соединении звездой Е1Л=√3Е1, а при соединении треугольником Е1Л = Е1
Третья гармоническая ЭДС имеет наибольшее значение.
Мы нашли фазное значение ЭДС, найдем их линейные значения, учитывая, что обмотки соединены звездой, при котором:
(3.9)
По формуле (3.9):
4. Каталожные данные асинхронного двигателя
Двигатели трехфазные асинхронные АД132 предназначены для различных систем и механизмов, применяемых в промышленности и сельском хозяйстве (станки, транспортеры, конвейеры, подъемники, насосы, вентиляционные устройства, гидроагрегаты и др.).
Классификация
Двигатели классифицируются по высоте оси вращения, установочному размеру по длине станины, установочному размеру по длине сердечника статора, числу полюсов, климатическому исполнению и категории размещения.
Структура условного обозначения АД132S6
АД – асинхронный двигатель;
[132] – габарит, высота осивращения, мм
[S] – установочный размер по длине станины
[6] – число полюсов;
Виды климатического исполнения: У3
Рисунок 2 - Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей
Тип эл.дв. |
l30 |
l33 |
h31 |
l1 |
l2 |
l10 |
l31 |
d1 |
d2 |
d10 |
b1 |
b10 |
h1 |
h5 |
h10 |
h |
132S6 |
460 |
548 |
325 |
80 |
80 |
140 |
89 |
38 |
38 |
12 |
10 |
216 |
8 |
41 |
16 |
132 |
Габаритная высота двигателей АД 5,5 кВт h = 132 мм, соответствует исполнению в алюминиевом корпусе
Рисунок – Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей АД132
предусмотрено также исполнение в алюминиевом корпусе.
Подшипниковые щиты также изготовлены из чугуна, кроме АД132, у которых они могут выполняться из алюминиевого сплава с армированием ступицы под посадку подшипников стальной втулкой.
Лапы отлиты заодно с корпусом. Коробка выводов расположена сверху и обеспечивает подвод питания с любой из боковых сторон двигателя.
Двигатели выпускаются закрытого исполнения с внешним обдувом от насаженного на вал вентилятора, выполненного из морозостойкого полипропилена или алюминиевого сплава. Кожух вентилятора стальной.
Изоляция класса нагревостойкости F – для двигателей АД132 по ГОСТ 8865- 93.
Степень защиты двигателей IP44 по ГОСТ 17494-87.
Класс вибрации двигателей 1,8 по ГОСТ 16921-83.
Условия эксплуатации:
Высота над уровнем моря до 1000м.
Двигатели могут работать на высоте над уровнем моря до 4300 м при условии, что плюсовая температура окружающей среды будет понижаться на 0,6ᵒС на каждые 100 м сверх 1000 м.
Температура окружающей среды от -45 до 40ᵒС для исполнения У2, от -10до 50ᵒС для исполнения Т2.
Относительная влажность до 80% при температуре -15ᵒС для исполнения У2, 27ᵒС – для исполнения Т2.
Среда невзрывоопасная, не содержащая агрессивных газов в концентрациях, разрушающих материалы и изоляцию (не насыщенная водными парами и токопроводящей пылью).
Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75 и ГОСТ 12.2.007.1-75.
Заключение
В ходе выполнения данного курсового проекта, была проанализирована справочная литература определяющая порядок и выбор главных требований к нашему электродвигателю.
Были в ней рассмотрены: Выбор двигателя по номинальной мощности. Расчет обмотки статора асинхронного двигателя. Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС. И согласно нашим расчетам двигатель соответствует всем требованиям технического задания.
Список использованных источников
- Электрические машины. Учебник для ВУЗов. Копылов И.П.. Высшая школа. 2006. 607 с
- Электрические машины. Машины переменного тока: Учебник для вузов. Вольдек А.И. Попов В.В. Питер, 2007 - 350 с.
3. Справочник по электрическим машинам: В 2т/ Под общ. ред. И. П. Копылова и Б. К.Клокова. Т.1 – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 456с.: ил.