ПОМОЩЬ ЭЛЕКТРИКАМ

    «Расчет обмоток асинхронного двигателя»

     Данный курсовой проект по дисциплине «Электрические машины» написан на тему: «Расчет обмоток асинхронного двигателя».

    Цель курсового проекта- освоить принципы выбора, расчета главных размеров, расчет рабочих и пусковых характеристики двигателя и расчет обмоток.

    Курсовой проект состоит из расчетной части и графической части. Объем расчетной части составляет 12 листа формата А4. В ней рассмотрен выбор двигателя по номинальной мощности. Расчет обмоток статора. Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС. Объем графической части составляет 1 листа формата A3.

    На  листе изображена схема обмоток статора.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Содержание

     

     

     Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Выбор двигателя по номинальной мощности………………………………..4

    2.Расчет обмоточных данных и построение развернутой схемы обмотки статора………………………………………………………………………..…..7

    3. Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС первой, третьей и седьмой гармоник………………………………………………….…9

    4. Каталожные данные………………………………………………………..…13

    Заключение………………………………………………………….……………15

    Список использованных источников…………………………………..……….16

     

     

     

                        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Электрические машины широко применяются в различных отраслях промышленности.

    При работе этих двигателей частота вращения магнитного поля статора постоянна и зависит от частоты питающей сети (стандартная частота 50 Гц) и от числа пар полюсов, а частота вращения ротора отличается на величину скольжения, составляющую 0,012—0,06 скорости магнитного поля статора. Причиной исключительно широкого применения асинхронных электродвигателей является их простота и небольшая стоимость.

    Практически нет отрасли техники и быта, где не использовались бы асинхронные двигатели.

    Потребности народного хозяйства удовлетворяются главным образом двигателями основного исполнения единых серий общего назначения, т.е. применяемых для привода механизмов, не предъявляющих особых требований к пусковым характеристикам, скольжению, энергетическим показателям, шуму и т.п. Вместе с тем в единых сериях предусматривают также электрические и конструктивные модификации двигателей, модификации для разных условий окружающей среды, предназначенные для удовлетворения дополнительных специфических требований отдельных видов приводов и условий их эксплуатации. Модификации создаются на базе основного исполнения серий с максимально возможным использованием узлов и деталей этого исполнения.

    В некоторых приводах возникают требования, которые не могут быть удовлетворены двигателями единых серий. Для таких приводов созданы специализированные двигатели, например электробуровые, краново-металлургические и др. 

     

     

     

    Исходные данные

    Величины

     

     

    Подвариант

    1

     

    Масса груза, кг*103

         

    Б

    6

     

    Скорость подъема, м/с

         

    Б

    0,2

     

    Высота подъема h, м

         

    Б

    8

     

    Коэффициент, учитывающий противовес, k

         

    Б

    0,4

     

    КПД

    подъемника, η

         

    Б

    0,9

     

    Коэффициент увеличения мощности, KP

         

    Б

    1,2

     

    Число пазов Z1

         

    Б

    48

     

    Число полюсов 2р

         

    Б

    6

     

    Гармоника ν

         

    Б

    7

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 Выбор двигателя по номинальной мощности

     

    Мощность двигателя

                                            Unsupported image type.                                 (1.1)              

    где k- коэффициент, учитывающий действие противовеса;

          Unsupported image type.- скорость подъема груза (м/с);

           m- масса груза (кг);

           Unsupported image type.- ускорение свободного падения (м/с2);

           Unsupported image type.- КПД подъемника.

    Unsupported image type.  

    Полученное значение мощности увеличиваем до ближайшего каталожного значения. Ближайший по мощности двигатель АД132S6

    (Р=5,5 (кВт), n=952 (об/мин))

    Определяем его номинальный момент:

                                               Unsupported image type.=9550˙Unsupported image type.                                  (1.2)

                                               Unsupported image type.=9550˙Unsupported image type. =55,5 (Н˙м) 

    Максимальный момент:

    Unsupported image type.=2,2Unsupported image type.=2,2˙55,2=165,52(Н˙м)

     

     

     

     

     

     

     

    2 Расчет обмоточных данных и построение развернутой схемы обмотки статора

     

    Расчет обмоточных данных состоит в определении основных данных:

    N – число катушечных групп;

    y – шаг обмотки;

    q – число пазов на полюс и фазу;

    α – число электрических градусов, приходящихся на один паз;

    а – число параллельных ветвей.

    Шаг обмотки

    Шаг обмотки (у1) – это расстояние выраженное в зубцах (или пазах), между активными сторонами одной и той же секции:

    Unsupported image type.                                                (2.1)

    где y1 – расчетный шаг (равен полюсному делению, выраженному в зубцах);

    Unsupported image type. – произвольное число меньше 1, доводящее расчётный шаг (y1) до целого числа.

    На практике принято шаг определять в пазах, поэтому при раскладке вторая сторона секции ложится в паз у+1.

    Unsupported image type.

    Для подавления седьмой гармоники ЭДС катушки выбирают kу = 0,857.

    Unsupported image type.

    Принимаем Unsupported image type. пазов.

    Число пазов на полюс и фазу

     

     

     

    Unsupported image type.,                                                    (2.2)

    где Unsupported image type. – число фаз.

    Unsupported image type.

    Число катушечных групп.

    В двухслойных обмотках число катушечных групп механически увеличивается в два раза, однако, по сравнению с однослойной обмоткой, с числом витков в каждой секции меньшим в два раза, тогда:

                                                   (2.3)

    где              - число катушечных групп в одной фазе двухслойной обмотке.

     

    Unsupported image type.

    Так как каждую пару полюсов создают все три фазы переменного тока, следовательно,

                                          (2.4)

     

    Unsupported image type.

     

    Число электрических градусов на один паз

    Unsupported image type.,                                                (2.5)

    Unsupported image type.

    Так как Unsupported image type., то обмотка называется рассредоточенной, при этом фазные катушки должны быть разделены на секции, число которых равно Unsupported image type..

     

     

     

     

    3 Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС первой, третьей, пятой и седьмой гармоник

     

    Для определения ЭДС обмотки статора необходимо ЭДС катушки умножить на число последовательно соединенных катушек в фазной обмотке статора. Так как число катушек в катyшечной группе равно q1, а число катушечных групп в фазной обмотке равно 2р, то фазная обмотка статора содержит 2pq, катушек. Имея в виду, что число последовательно соединенных витков в фазной обмотке w1 = 2pq1wK  (wК=1), получим ЭДС фазной обмотки статора (В) ν-й гармоники:

    Unsupported image type.                             (3.1)

    где Unsupported image type. - частота высшей гармоники;

    Так как наша обмотка имеет диаметральный шаг, то есть шаг обмотки у равен полюсному делению τ, и нет скоса пазов ни на роторе, ни на статоре, то формулу можно переписать в следующем виде:

    Unsupported image type.

    Рассчитаем величину основного магнитного потока:

                                                   (3.2)

    Величина магнитного потока Ф определяется как

                               (3.3)

    где Bδ – величина максимальной индукции в воздушном зазоре (принимаем равной 0,7 Тл);

                                       (3.4)

    где τ =0,064 - полюсное деление (ширина полюса в воздушном зазоре, м;

    =0,08 - длина сердечника статора, м.

    Unsupported image type.

    Unsupported image type.

    Частоту высших гармоник найдем по формуле:

     

    Unsupported image type.                                                 (3.5)

     где f1 – частота тока.

     

    - первая гармоника:

    Unsupported image type.,

    - третья гармоника:

    Unsupported image type.,

    - пятая гармоника:

    Unsupported image type.,

    - седьмая гармоника:

                   Unsupported image type..

    По формуле  вычислим число последовательно соединенных витков в обмотке фазы:

    Unsupported image type.

    Подставим полученные данные и рассчитаем ЭДС фазной обмотки статора по формуле, принимая:

     

    - 1-я гармоника:

    Unsupported image type.

    Unsupported image type.

    Зная значение ЭДС 1-й гармоники, приступим к подсчету других ЭДС высших гармоник, учитывая обмоточный коэффициент.

    Произведение коэффициентов распределения, укорочения шага и скоса пазов называют обмоточным коэффициентом. Следовательно, обмоточный коэффициент для v-й гармоники:

    Unsupported image type.                                               (3.6)

    У рассматриваемой обмотки шаг диаметральный и нет скоса пазов, и в нашем случае формула принимает следующий вид:

    Unsupported image type.                                                   (3.7)

     

    - 3-я гармоника:

    Unsupported image type.

    Unsupported image type.

    - 5-я гармоника:

    Unsupported image type.

    Unsupported image type.

     

    - 7-я гармоника:

    Unsupported image type.

    Unsupported image type.

     

    Определим значение фазной ЭДС обмотки статора:

                                               (3.8)

    Выражение (3.8) определяет значение фазной ЭДС обмотки статора. Что же касается л и н е й н о й ЭДС, то ее значение зависит от схемы соединения обмотки статора: при соединении звездой Е=√3Е1, а при соединении треугольником Е = Е1

     

    Третья гармоническая ЭДС имеет наибольшее значение.

    Мы нашли фазное значение ЭДС, найдем их линейные значения, учитывая, что обмотки соединены звездой, при котором:

    Unsupported image type.                                                 (3.9)

    По формуле (3.9):

    Unsupported image type.

    Unsupported image type.

    Unsupported image type.

    Unsupported image type.

     

    Unsupported image type.

     

    4. Каталожные данные асинхронного двигателя

    Двигатели трехфазные асинхронные АД132 предназначены для различных систем и механизмов, применяемых в промышленности и сельском хозяйстве (станки, транспортеры, конвейеры, подъемники, насосы, вентиляционные устройства, гидроагрегаты и др.).

    Классификация

    Двигатели классифицируются по высоте оси вращения, установочному размеру по длине станины, установочному размеру по длине сердечника статора, числу полюсов, климатическому исполнению и категории размещения.

    Структура условного обозначения АД132S6

    АД – асинхронный двигатель;

     [132] – габарит, высота осивращения, мм

    [S] – установочный размер по длине станины

     [6] – число полюсов;

    Виды климатического исполнения: У3

     

    Рисунок 2 - Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей

    Тип эл.дв.

    l30

    l33

    h31

    l1

    l2

    l10

    l31

    d1

    d2

    d10

    b1

    b10

    h1

    h5

    h10

    h

    132S6

    460

    548

    325

    80

    80

    140

    89

    38

    38

    12

    10

    216

    8

    41

    16

    132

     

     

    Габаритная высота двигателей АД 5,5 кВт h = 132 мм, соответствует исполнению в алюминиевом корпусе

    Рисунок – Общий вид, габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей АД132

    предусмотрено также исполнение в алюминиевом корпусе.

    Подшипниковые щиты также изготовлены из чугуна, кроме АД132, у которых они могут выполняться из алюминиевого сплава с армированием ступицы под посадку подшипников стальной втулкой.

    Лапы отлиты заодно с корпусом. Коробка выводов расположена сверху и обеспечивает подвод питания с любой из боковых сторон двигателя.

    Двигатели выпускаются закрытого исполнения с внешним обдувом от насаженного на вал вентилятора, выполненного из морозостойкого полипропилена или алюминиевого сплава. Кожух вентилятора стальной.

    Изоляция класса нагревостойкости F – для двигателей АД132 по ГОСТ 8865- 93.

    Степень защиты двигателей IP44 по ГОСТ 17494-87.

    Класс вибрации двигателей 1,8 по ГОСТ 16921-83.

    Условия эксплуатации:

    Высота над уровнем моря до 1000м.

    Двигатели могут работать на высоте над уровнем моря до 4300 м при условии, что плюсовая температура окружающей среды будет понижаться на 0,6ᵒС на каждые 100 м сверх 1000 м.

    Температура окружающей среды от -45 до 40ᵒС для исполнения У2, от -10до 50ᵒС для исполнения Т2.

    Относительная влажность до 80% при температуре -15ᵒС для исполнения У2, 27ᵒС – для исполнения Т2.

    Среда невзрывоопасная, не содержащая агрессивных газов в концентрациях, разрушающих материалы и изоляцию (не насыщенная водными парами и токопроводящей пылью).

    Требования техники безопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75 и ГОСТ 12.2.007.1-75.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Заключение

     

    В ходе выполнения данного курсового проекта, была проанализирована справочная литература определяющая порядок и выбор главных требований к нашему электродвигателю.

    Были в ней рассмотрены: Выбор двигателя по номинальной мощности. Расчет обмотки статора асинхронного двигателя. Определение эффективных значений фазной и линейной ЭДС. И согласно нашим расчетам двигатель соответствует всем требованиям технического задания.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список использованных источников

     

    • Электрические машины. Учебник для ВУЗов. Копылов И.П.. Высшая школа. 2006. 607 с
    • Электрические машины. Машины переменного тока: Учебник для вузов. Вольдек А.И. Попов В.В. Питер, 2007 - 350 с.

    3.  Справочник по электрическим машинам: В 2т/ Под общ. ред. И. П. Копылова и Б. К.Клокова. Т.1 – М.: Энергоатомиздат, 1988. – 456с.: ил.

     

     

          

    Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения