Курсовая Электропитающие сети систем электроснабжения
1. Шесть объектов системы электроснабжения, один из которых подстанция системы с шинами бесконечной мощности (ШБМ). Для 5-и объектов заданы максимальные активные мощности Рп и коэффициент реактивной мощности (tgφ), заданный энергосистемой.
2. Для указанных объектов в [1] приведены типовые графики потребления мощности в процентах от максимальной мощности потребителя.
3. Источник питания (ТЭЦ) территориально совмещен с наиболее крупным потребителем Рп1. Максимальная мощность генераторов ТЭЦ Рг.
4. Кординаты узлов потребления и генерации (Х и Y).
5. На районной подстанции системы (ШБМ) предполагается наличие шин с номинальными напряжениями 35, 110 и 220 кВ.
В табл.1 приведены исходные данные проекта.
Таблица 1
| 
 Номер узла  | 
 Наименование потребителя  | 
 Рп, МВт  | 
 tgφ  | 
 Координаты потребителя  | 
 Рг, МВт  | 
 Номер графика [1]  | 
|
| 
 X, км  | 
 Y, км  | 
||||||
| 
 1  | 
 Крупный город  | 
 120  | 
 0,55  | 
 0  | 
 0  | 
 180  | 
 15  | 
| 
 2  | 
 Судостроит. верфь  | 
 25  | 
 0,39  | 
 0  | 
 55  | 
 –  | 
 9  | 
| 
 3  | 
 Машиностр. завод  | 
 30  | 
 0,42  | 
 25  | 
 100  | 
 –  | 
 9  | 
| 
 4  | 
 Угольная шахта  | 
 20  | 
 0,39  | 
 55  | 
 30  | 
 –  | 
 1  | 
| 
 5  | 
 Цветн. металлургия  | 
 60  | 
 0,36  | 
 80  | 
 130  | 
 –  | 
 6  | 
| 
 6  | 
 Система  | 
 –  | 
 –  | 
 90  | 
 75  | 
 –  | 
 –  | 
1. Расчет электрических нагрузок
Цель расчета:
– определение максимальных и минимальных нагрузок,
– расчеты времени использования максимальной нагрузки и времени наибольших потерь мощности.
Исходные данные:
– активные мощности и tg потребителей и генераторов на ТЭЦ;
– координаты центров нагрузок потребителей и источников питания;
– суточные графики нагрузок потребителей по отдельным отраслям [1].
Расчет в соответствии с разделом 1 учебного пособия с использованием программы сеть1.mcd, приведенной в приложении.
Для указанных в табл.1 потребителей выбираем типовые графики [1]. Судостроительную верфь относим к машиностроительной отрасли. Величины мощностей определяются как произведение максимальной мощности потребителя Рп на его относительное значение в каждом 2-х часовом интервале. Полученные значения мощности для зимнего и летнего периодов года представлены в табл.2.
Таблица 2
| 
 Ном. узла  | 
 Рн, МВт  | 
 Вр. года  | 
 Рн (МВт) при двухчасовом интервале  | 
|||||||||||
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
 7  | 
 8  | 
 9  | 
 10  | 
 11  | 
 12  | 
|||
| 
 1 (ТЭЦ)  | 
 120  | 
 зима  | 
 90  | 
 77  | 
 79  | 
 90  | 
 92  | 
 82  | 
 85  | 
 91  | 
 108  | 
 120  | 
 116  | 
 103  | 
| 
 лето  | 
 90  | 
 77  | 
 79  | 
 90  | 
 92  | 
 82  | 
 85  | 
 91  | 
 108  | 
 120  | 
 116  | 
 103  | 
||
| 
 2  | 
 25  | 
 зима  | 
 17  | 
 15  | 
 15  | 
 19  | 
 24  | 
 23  | 
 24  | 
 22  | 
 20  | 
 21  | 
 20  | 
 21  | 
| 
 лето  | 
 17  | 
 14  | 
 14  | 
 18  | 
 23  | 
 22  | 
 21  | 
 21  | 
 19  | 
 19  | 
 19  | 
 20  | 
||
| 
 3  | 
 30  | 
 зима  | 
 21  | 
 18  | 
 18  | 
 23  | 
 29  | 
 28  | 
 28  | 
 27  | 
 24  | 
 25  | 
 24  | 
 25  | 
| 
 лето  | 
 20  | 
 17  | 
 17  | 
 21  | 
 27  | 
 26  | 
 26  | 
 25  | 
 23  | 
 23  | 
 23  | 
 23  | 
||
| 
 4  | 
 20  | 
 зима  | 
 17  | 
 16  | 
 16  | 
 18  | 
 18  | 
 16  | 
 17  | 
 18  | 
 19  | 
 17  | 
 17  | 
 18  | 
| 
 лето  | 
 17  | 
 15  | 
 15  | 
 17  | 
 17  | 
 15  | 
 15  | 
 17  | 
 18  | 
 16  | 
 16  | 
 17  | 
||
| 
 5  | 
 60  | 
 зима  | 
 59  | 
 58  | 
 58  | 
 58  | 
 60  | 
 60  | 
 60  | 
 58  | 
 58  | 
 58  | 
 58  | 
 58  | 
| 
 лето  | 
 58  | 
 56  | 
 56  | 
 56  | 
 58  | 
 58  | 
 58  | 
 58  | 
 56  | 
 56  | 
 56  | 
 57  | 
||
| 
 6  | 
 Электрическая система (шины бесконечной мощности)  | 
|||||||||||||
| 
 сум. нагр.  | 
 зима  | 
 205  | 
 184  | 
 186  | 
 207  | 
 223  | 
 209  | 
 214  | 
 217  | 
 229  | 
 240  | 
 236  | 
 224  | 
|
| 
 лето  | 
 201  | 
 179  | 
 180  | 
 202  | 
 217  | 
 203  | 
 204  | 
 211  | 
 223  | 
 235  | 
 230  | 
 220  | 
||
Примечание: минимальная и максимальная мощности выделены курсивом.
Максимум мощности нагрузок (максимальный режим) имеет место в 10-м интервале, т.е. между 18 и 20 часами. Суммарная потребляемая мощность – 240 МВт. Минимум мощности нагрузок (минимальный режим) 179 МВт имеет место во 2-м интервале, то есть от 2-х до 4-х часов ночи.
Нагрузки потребителей (МВт) в часы максимального и минимального режимов нагрузок приведены в табл.3.
Таблица 3
| 
 
 Режим  | 
 Номер узла  | 
|||||
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 Сум. нагр.  | 
|
| 
 максимум  | 
 120  | 
 21  | 
 25  | 
 17  | 
 58  | 
 241  | 
| 
 минимум  | 
 77  | 
 14  | 
 16  | 
 15  | 
 56  | 
 178  | 
Расчеты времени использования максимума нагрузок Тнб и времени потерь τ выполняем по выражениям (1.1) и (1.2) из указаний.
В результате расчетов получены следующие значения:
– время использования максимальной нагрузки 7597 ч;
– время потерь суммарной нагрузки 6632 ч.
2. Выбор конфигурации и номинального напряжения сети
Цель расчета:
– наметить 4 варианта конфигураций сети, охватывающих заданные потребители;
– выбрать из них два варианта, наиболее полно удовлетворяющих техническим требованиям и определить рациональные напряжения линий.
Исходные данные:
– максимальные активные мощности потребителей;
– координаты узлов.
Выбор вариантов конфигураций осуществляем с учетом технических требований, изложенных в разделе 2 учебного пособия с использованием программы сеть2.mcd, приведенной в приложении.
Обоснование выбора вариантов СЭС
Основными узлами нагрузки являются узел 1 (120 МВт), совмещенный с ТЭЦ и узел 5 (60 МВт). Узел 6 является узлом питания системы (ШБМ).
Узел 1: Потребитель узла 1 питается от генераторов ТЭЦ. Избыточная мощность генераторов, определяемая как разность между максимальной мощностью генераторов (180 МВт) и суммарной мощностью на собственные нужды ТЭЦ (18 МВт) и потребителя (120 МВт) равная 42 МВт может питать нагрузки близлежащих узлов 2 и 4 (20+25 МВт). Узел 1 предпочтительнее соединить только с одним из узлов 2 или 4. Линия может быть одноцепная, т.к. для узла 1 она является резервной на случай остановки одного из генераторов.
Узел 5: Потребители узла 5 должны питаться от ШБМ (узел 6). Расположение узла 5 позволяет выбрать радиальную двухцепную линию.
Узлы 3 и 2, а также узлы 4 и 2 и узлы 4 и 1 расположены приблизительно в одном направлении от ШБМ, поэтому их электроснабжение может осуществляться по магистральной схеме. Это учтено при выборе вариантов схем электроснабжения.
В каждом варианте для расчета составляем систему из q уравнений по первому закону Кирхгофа и n–(q–1) уравнений по второму закону Кирхгофа для мощностей для каждого варианта, где q – количество узлов, n – количество линий. В уравнениях – мощность -го узла, – мощность -ой линии, – длина -ой линии. Здесь и далее индекс без скобок будет обозначать номер узла, индекс со скобками – номер линии. Расчет сети выполняется без учета потерь мощности (сопротивления линий равны нулю) и с учётом только активных мощностей узлов. Варианты схем и системы уравнений представлены на рис. 1.
В результате решения указанных систем уравнений получили значения мощности, передаваемые по линиям. Проверку правильности расчетов выполняем на основе баланса мощностей для каждого варианта
.
Для варианта схемы 1: –42+25+30+20+60=20+60+13, 93 МВт = 93 МВт.
Для варианта схемы 2: –42+25+30+20+60=–22+60+55, 93 МВт = 93 МВт.
| 
 Вариант 1 
 Система уравнений для варианта 1: Узел 1 –Р1 – Р(1) = 0; Узел 2 –Р2 + Р(1) + Р(2) = 0; Узел 3 –Р3 – Р(2) + Р(3) = 0; Узел 4 – Р4 + Р(4) = 0; Узел 5 – Р5 + Р(5) = 0.  | 
 Вариант 2 
 Система уравнений для варианта 2: Узел 1 – Р1 – Р(1) = 0; Узел 2 – Р2 + Р(2) = 0; Узел 3 – Р3 – Р(2) + Р(3) = 0; Узел 4 – Р4 + Р(1) + Р(4) = 0; Узел 5 – Р5 + Р(5) = 0.  | 
| 
 Вариант 3 
 Система уравнений для варианта 3: Узел 1 – Р1 – Р(1) = 0; Узел 2 – Р2 + Р(6) + Р(2) = 0; Узел 3 – Р3 – Р(2) + Р(3) = 0; Узел 4 – Р4 + Р(4) + Р(1) – Р(6) = 0; Узел 5 – Р5 +Р(5) = 0; Контур Р(3)L3 + Р(2)L2 – Р(6)L6 – Р(4)L4 = 0.  | 
 Вариант 4 
 Система уравнений для варианта 4: Узел 1 – Р1 – Р(1) = 0; Узел 2 – Р2 + Р(1) + Р(2) + Р(6) = 0; Узел 3 – Р3 – Р(2) + Р(3) = 0; Узел 4 – Р4 + Р(4) – Р(6) = 0; Узел 5 – Р5 + Р(5) = 0; Контур Р(3)L3 + Р(2)L2 – Р(6)L6 – Р(4)L4 = 0  | 
| 
 Рис.1. Варианты схем электроснабжения потребителей  | 
|
Для варианта схемы 3: –42+25+30+20+60=28+60+5, 93 МВт = 93 МВт.
Для варианта схемы 4: –42+25+30+20+60=15+60+18, 93 МВт = 93 МВт.
Зная длины линий и передаваемые по ним мощности, по формуле Стилла находим рациональные (расчетные) значения напряжений, по которым выбирается номинальное напряжение проектируемой сети. В нашем случае принято номинальное напряжение 110 кВ.
Результаты расчетов в рассматриваемых вариантах сведены в табл.4.
Таблица 4
| 
 Номер линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
| 
 Вариант 1  | 
||||||
| 
 Мощность, МВт  | 
 42  | 
 17  | 
 13  | 
 20  | 
 60  | 
 
  | 
| 
 Длина линии, км  | 
 55  | 
 52  | 
 70  | 
 57  | 
 56  | 
 
  | 
| 
 Количество цепей  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 2  | 
 
  | 
| 
 Опт. напряжение, кВ  | 
 117  | 
 78  | 
 57  | 
 64  | 
 100  | 
 
  | 
| 
 Напряжение сети, кВ  | 
 110  | 
|||||
| 
 Вариант 2  | 
||||||
| 
 Мощность, МВт  | 
 42  | 
 25  | 
 55  | 
 22  | 
 60  | 
 
  | 
| 
 Длина линии, км  | 
 63  | 
 52  | 
 70  | 
 57  | 
 56  | 
 
  | 
| 
 Количество цепей  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 1  | 
 2  | 
 
  | 
| 
 Опт. напряжение, кВ  | 
 118  | 
 69  | 
 98  | 
 88  | 
 100  | 
 
  | 
| 
 Напряжение сети, кВ  | 
 110  | 
|||||
| 
 Вариант 3  | 
||||||
| 
 Мощность, МВт  | 
 42  | 
 2  | 
 28  | 
 5  | 
 60  | 
 27  | 
| 
 Длина линии, км  | 
 63  | 
 52  | 
 70  | 
 57  | 
 56  | 
 60  | 
| 
 Количество цепей  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 1  | 
| 
 Опт. напряжение, кВ  | 
 118  | 
 39  | 
 99  | 
 50  | 
 100  | 
 96  | 
| 
 Напряжение сети, кВ  | 
 110  | 
|||||
| 
 Вариант 4  | 
||||||
| 
 Мощность, МВт  | 
 42  | 
 12  | 
 18  | 
 15  | 
 60  | 
 5  | 
| 
 Длина линии, км  | 
 55  | 
 52  | 
 70  | 
 57  | 
 56  | 
 60  | 
| 
 Количество цепей  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 1  | 
| 
 Опт. напряжение кВ  | 
 117  | 
 68  | 
 81  | 
 75  | 
 100  | 
 50  | 
| 
 Напряжение сети, кВ  | 
 110  | 
|||||
Суммарные длины линий для рассматриваемых вариантов 1–4 равны соответственно: 290 км, 298 км, 358 км и 350 км.
Анализ результатов расчетов позволяет отметить следующее. В варианте 3 мало загруженные линии 2 и 4, в варианте 4 мало загруженными линиями являются линии 2 и 6. Расчётные (рациональные) напряжения линий имеют наибольший разброс в 3-м варианте. Поэтому для технико-экономического сравнения выбираем варианты 1 и 2, имеющие также меньшую суммарную длину линий.
3. Выбор генераторов ТЭЦ и трансформаторов подстанций
Цель расчета:
– определение количества и типа генераторов ТЭЦ;
– выбор количества и номинальной мощности трансформаторов подстанций;
– расчет приведенных мощностей узлов.
Исходные данные:
– максимальные мощности узлов (табл.1),
– мощности узлов в максимальном и минимальном режимах (табл. 3),
– суммарная мощность генераторов ТЭЦ (табл.1) .
С учётом заданной суммарной мощности генераторов (180 МВт) и шкалы номинальных мощностей генераторов по справочным данным [4,5] принимаем 3 генератора по 60 МВТ. Тип и технические параметры выбранного генератора приведены в табл.5.
Таблица 5
| 
 Тип генератора  | 
 ТВФ-60-2У3-П  | 
| 
 Номинальная активная мощность, МВт  | 
 60  | 
| 
 Коэффициент мощности  | 
 0,85  | 
| 
 Напряжение статорной обмотки, кВ  | 
 10,5  | 
| 
 КПД, %  | 
 98,4  | 
На рис.2 приведена принципиальная схема подстанции с ТЭЦ, совмещенной территориально с потребителем узла 1.
Рис.2. Схема подстанции с ТЭЦ.
Расчеты выполнены с применением программы сеть3.mcd, приведенной в приложении, в соответствии с методикой, описанной в п.3 учебного пособия.
Для узла 1 принимаем 3 трансформатора по 63 МВА. В нормальном режиме через каждый трансформатор протекает полная мощность равная 56 МВА (коэффициент загрузки равен 0,89). При отключении одного из трансформаторов коэффициент загрузки трансформатора будет равен 1,32≤ 1,4. Условие по коэффициенту перегрузки выполняется.
На подстанциях узлов питания №№ 2–5 предусматриваем установку по два двухобмоточных трансформаторов. При возможном отключении одного из трансформаторов коэффициент загрузки трансформатора не должен превышать 1,4. Результаты расчетов мощностей узлов, выбора номинальной мощности трансформаторов и определения коэффициентов их загрузки приведены в табл. 6.
Таблица 6
| 
 Номер узла  | 
 Ру, МВт  | 
 tgφ  | 
 Sу, МВА  | 
 Sнт, МВА  | 
 Кол-во тр-ов  | 
 Кз  | 
 Кп  | 
| 
 1  | 
 120  | 
 0,55  | 
 169  | 
 63  | 
 3  | 
 0,89  | 
 1,34  | 
| 
 2  | 
 25  | 
 0,39  | 
 27  | 
 25  | 
 2  | 
 0,54  | 
 1,08  | 
| 
 3  | 
 30  | 
 0,42  | 
 33  | 
 25  | 
 2  | 
 0,65  | 
 1,3  | 
| 
 4  | 
 20  | 
 0,39  | 
 22  | 
 16  | 
 2  | 
 0,67  | 
 1,34  | 
| 
 5  | 
 60  | 
 0,36  | 
 64  | 
 63  | 
 2  | 
 0,51  | 
 1,02  | 
Далее выбираем тип трансформаторов (табл. 8) и по справочнику находим каталожные (паспортные) данные, которые сводим в табл. 7.
Таблица 7
| 
 Номер узла  | 
 Uн , кВ  | 
 Uкз, %  | 
 Ркз, кВт  | 
 Рхх, кВт  | 
 Iхх, %  | 
||||
| 
 В  | 
 С  | 
 Н  | 
 В-С  | 
 В-Н  | 
 С-Н  | 
||||
| 
 1  | 
 115  | 
 38,5  | 
 11  | 
 10,5  | 
 17  | 
 6  | 
 310  | 
 70  | 
 0,85  | 
| 
 2  | 
 115  | 
 –  | 
 11  | 
 –  | 
 10,5  | 
 –  | 
 120  | 
 27  | 
 0,7  | 
| 
 3  | 
 115  | 
 –  | 
 11  | 
 –  | 
 10,5  | 
 –  | 
 120  | 
 27  | 
 0,7  | 
| 
 4  | 
 115  | 
 –  | 
 11  | 
 –  | 
 10,5  | 
 –  | 
 85  | 
 19  | 
 0,7  | 
| 
 5  | 
 115  | 
 –  | 
 11  | 
 –  | 
 10,5  | 
 –  | 
 260  | 
 59  | 
 0,65  | 
По каталожным данным по выражениям (3.3–3.7) рассчитываем сопротивление обмоток трансформатора и потери реактивной мощности в режиме холостого хода. Результаты расчетов сводим в табл. 8.
Таблица 8
| 
 Номер узла  | 
 Тип трансформатора  | 
 Rт, Ом  | 
 Xт, Ом  | 
 ∆Qxx, кВар  | 
||||
| 
 В  | 
 С  | 
 Н  | 
 В  | 
 С  | 
 Н  | 
|||
| 
 1  | 
 ТДТН63000/110  | 
 0,95  | 
 0,95  | 
 0,95  | 
 21,1  | 
 0  | 
 13,1  | 
 536  | 
| 
 2  | 
 ТРДН25000/110  | 
 2,32  | 
 –  | 
 –  | 
 50,8  | 
 –  | 
 –  | 
 200  | 
| 
 3  | 
 ТРДН25000/110  | 
 2,32  | 
 –  | 
 –  | 
 50,8  | 
 –  | 
 –  | 
 200  | 
| 
 4  | 
 ТДН 16000/110  | 
 4,02  | 
 –  | 
 –  | 
 79,3  | 
 –  | 
 –  | 
 136  | 
| 
 5  | 
 ТРДЦН63000/110  | 
 0,79  | 
 –  | 
 –  | 
 20,2  | 
 –  | 
 –  | 
 410  | 
Для определения приведённых мощностей узлов необходимо рассчитать потери мощности в трансформаторах по выражениям (3.8–3.12) учебного пособия. Приведённые нагрузки узлов рассчитываем для максимального и минимального режимов сети, а приведённую нагрузку узла 1 (с ТЭЦ) находим при различных коэффициентах загрузки генераторов. Результаты расчетов приведены в табл. 9 и 10.
Таблица 9
| 
 Минимальный режим  | 
||||||
| 
 Кзг,%  | 
 Нагрузка узла  | 
 Потери мощности  | 
 Приведён. мощности  | 
|||
| 
 P, МВт  | 
 Q, МВАр  | 
 ∆P, МВт  | 
 ∆Q,МВАр  | 
 Pпр, МВт  | 
 Qпр, МВАр  | 
|
| 
 50  | 
 –4  | 
 –7,8  | 
 0,34  | 
 2,5  | 
 –3,7  | 
 –5,4  | 
| 
 60  | 
 –20,2  | 
 –17,9  | 
 0,39  | 
 3,2  | 
 –19,9  | 
 –14,7  | 
| 
 70  | 
 –36,4  | 
 –27,9  | 
 0,46  | 
 4,2  | 
 –36,1  | 
 –23,7  | 
| 
 80  | 
 –52,6  | 
 –38  | 
 0,54  | 
 5,6  | 
 –52,3  | 
 –32,4  | 
| 
 90  | 
 –68,8  | 
 –48  | 
 0,65  | 
 7,3  | 
 –68,5  | 
 –40,7  | 
| 
 100  | 
 –85  | 
 –58  | 
 0,77  | 
 9,3  | 
 –84,7  | 
 –48,8  | 
| 
 Максимальный режим  | 
||||||
| 
 Кзг,%  | 
 Нагрузка узла  | 
 Потери мощности  | 
 Приведён. мощности  | 
|||
| 
 P, МВт  | 
 Q, МВАр  | 
 ∆P, МВт  | 
 ∆Q, МВАр  | 
 Pпр, МВт  | 
 Qпр,МВАр  | 
|
| 
 50  | 
 39  | 
 15,8  | 
 0,42  | 
 2,7  | 
 39,4  | 
 18,5  | 
| 
 60  | 
 22,8  | 
 5,8  | 
 0,44  | 
 2,8  | 
 23,2  | 
 8,5  | 
| 
 70  | 
 6,6  | 
 –4,3  | 
 0,48  | 
 3,2  | 
 7  | 
 –1,1  | 
| 
 80  | 
 –9,6  | 
 –14,3  | 
 0,53  | 
 3,9  | 
 –9,2  | 
 –10,4  | 
| 
 90  | 
 –25,8  | 
 –24,4  | 
 0,61  | 
 5  | 
 –25,4  | 
 –19,3  | 
| 
 100  | 
 –42  | 
 –34,4  | 
 0,7  | 
 6,4  | 
 –41,6  | 
 –28  | 
Таблица 10
| 
 Максимальный режим  | 
||||||
| 
 № узла  | 
 Нагрузка узла  | 
 Потери мощности  | 
 Приведён. мощности  | 
|||
| 
 P, МВт  | 
 Q, МВАр  | 
 ∆P, МВт  | 
 ∆Q, МВАр  | 
 Pпр, МВт  | 
 Qпр, МВАр  | 
|
| 
 2  | 
 21  | 
 8,2  | 
 0,1  | 
 1,4  | 
 21,1  | 
 9,6  | 
| 
 3  | 
 25  | 
 10,5  | 
 0,12  | 
 1,9  | 
 25,1  | 
 12,4  | 
| 
 4  | 
 17  | 
 6,6  | 
 0,09  | 
 1,3  | 
 17,1  | 
 7,9  | 
| 
 5  | 
 58  | 
 20,9  | 
 0,24  | 
 4  | 
 58,2  | 
 24,9  | 
| 
 Минимальный режим  | 
||||||
| 
 № узла  | 
 Нагрузка узла  | 
 Потери мощности  | 
 Приведён. мощности  | 
|||
| 
 P, МВт  | 
 Q, МВАр  | 
 ∆P, МВт  | 
 ∆Q, МВАр  | 
 Pпр, МВт  | 
 Qпр,МВАр  | 
|
| 
 2  | 
 14  | 
 5,5  | 
 0,08  | 
 0,82  | 
 14,1  | 
 6,3  | 
| 
 3  | 
 16  | 
 6,7  | 
 0,08  | 
 0,98  | 
 16,1  | 
 7,7  | 
| 
 4  | 
 15  | 
 5,8  | 
 0,08  | 
 1,1  | 
 15,1  | 
 6,9  | 
| 
 5  | 
 56  | 
 20,1  | 
 0,23  | 
 3,8  | 
 56,2  | 
 23,9  | 
4. Технико-экономическое сравнение вариантов
Цель расчета:
Выбор варианта СЭС с минимальными приведёнными затратами.
Исходные данные:
– приведенные мощности узлов в максимальном режиме (табл. 10, п. 3);
– координаты узлов (задание на курсовой проект);
– схемы двух вариантов СЭС (п.2);
– время использования максимума нагрузок (п. 1);
– время максимальных потерь (п. 1).
Расчеты выполнены с применением программы сеть4.mcd, приведенной в приложении, в соответствии с методикой, описанной в п.4 учебного пособия.
Расчет режимных и экономических параметров для варианта 1.
В нормальном режиме расчет мощностей в линиях выполнен по системе уравнений по законам Кирхгофа, записанной для комплексных мощностей:
узел 1 –– = 0; узел 2 –+ + = 0;
узел 3 –– + = 0; узел 4 – + = 0; узел 5 – + = 0.
Эта система уравнений аналогична системе, сформированной в п.2 для активных мощностей. Для проверки правильности расчета было составлено уравнение баланса мощностей:
, 96,1+35,5j МВА=96,1+35,5j МВА
По известному распределению мощностей в линиях был выполнен расчет токов в каждой линии.
Таблица 11а
| 
 режимы  | 
 Номер линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 1  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 167  | 
 56  | 
 55  | 
 49  | 
 166  | 
|
| 
 2  | 
 Кол-во цепей  | 
 0  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 0  | 
 122  | 
 142  | 
 49  | 
 166  | 
|
| 
 3  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 0  | 
 2  | 
 2  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 122  | 
 0  | 
 73  | 
 49  | 
 166  | 
|
| 
 4  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 167  | 
 56  | 
 110  | 
 49  | 
 166  | 
|
| 
 5  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 167  | 
 56  | 
 55  | 
 98  | 
 166  | 
|
| 
 6  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 1  | 
| 
 Ток, А  | 
 167  | 
 56  | 
 55  | 
 49  | 
 332  | 
Расчеты выполнены также для послеаварийных режимов при повреждении одной из линий. При авариях в двухцепных линиях (режимы 4, 5 и 6 в табл. 11а) распределение мощностей между линиями в системе не изменяется, а ток проходит по оставшейся не поврежденной цепи линии. В этих режимах ток в аварийной линии, полученный для нормального режима, необходимо умножить на 2. При авариях в одноцепных линиях (режимы 2 и 3) передача мощности по аварийной линии прекращается. Расчет распределения мощностей в линиях в этом случае выполняется по системе уравнений Кирхгофа, составленной с учетом отключения аварийной линии. Результаты расчетов токов для всех указанных режимов сведены в табл.11а.
Для времени использования максимальной нагрузки 7597 ч и марки проводов АС экономическая плотность тока равна 1 А/мм2 ([2] табл. 1.3.36). При найденных токах в линиях (табл. 11а) и экономической плотности тока находим сечение провода, которое округляем до стандартного значения. Далее выбираем марку сталеалюминиевого провода. Результаты расчетов параметров режима, марки провода и его допустимых токов сводим в табл.12а.
Таблица 12а
| 
 Номер линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 2  | 
| 
 Pл, МВт  | 
 25,4  | 
 –4,3  | 
 20,8  | 
 17,1  | 
 58,2  | 
| 
 Qл, МВАр  | 
 19,3  | 
 –9,7  | 
 2,7  | 
 7,9  | 
 24,9  | 
| 
 Sл, МВА  | 
 31,9  | 
 10,6  | 
 21  | 
 18,8  | 
 63,3  | 
| 
 Ток линии, А  | 
 167  | 
 56  | 
 55  | 
 49  | 
 166  | 
| 
 Эк.сечение, мм2  | 
 167  | 
 56  | 
 55  | 
 49  | 
 166  | 
| 
 Марка провода  | 
 АС-150  | 
 АС-70  | 
 АС-70  | 
 АС-70  | 
 АС-150  | 
| 
 Допустимый ток, А[2]  | 
 445  | 
 265  | 
 265  | 
 265  | 
 445  | 
При известных погонных параметрах провода по (4.1) вычисляем активное и реактивное сопротивление линии, а также зарядную мощность линии. Результаты расчетов сводим в табл. 13а.
Таблица 13а
| 
 Номер линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 , Ом/км  | 
 0,21  | 
 0,45  | 
 0,45  | 
 0,45  | 
 0,21  | 
| 
 , Ом/км  | 
 0,42  | 
 0,44  | 
 0,44  | 
 0,44  | 
 0,42  | 
| 
 , мкСм/км  | 
 2,8  | 
 2,6  | 
 2,6  | 
 2,6  | 
 2,8  | 
| 
 L, км  | 
 55  | 
 52  | 
 70  | 
 57  | 
 56  | 
| 
 R, Ом  | 
 11,5  | 
 23,2  | 
 15,7  | 
 12,8  | 
 5,9  | 
| 
 X, Ом  | 
 23,1  | 
 22,7  | 
 15,3  | 
 12,5  | 
 11,8  | 
| 
 МВАр  | 
 0,9  | 
 0,8  | 
 2,2  | 
 1,8  | 
 1,9  | 
В соответствии с методикой, изложенной в п.4 учебного пособия проводим оценку затрат на выполнение варианта 1. При оценке капитальных затрат на строительство линии учитываем районный коэффициент для Урала – 1.2 ([3] табл. 7.1). Для оценки стоимости потерь электроэнергии и эксплуатационных затрат принимаем нормативный срок эксплуатации 10 лет. Годовые эксплуатационные затраты считаем равными 2,8% от стоимости капитальных затрат [10]. Поскольку конечной целью является выбор наиболее оптимального варианта, то расчет можно проводить, используя справочные данные о ценах для любого года. В [3] все данные приведены в ценах 2000 г.
Результаты расчетов приведены в табл.14а.
Таблица 14а
| 
 Номер линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 Сумма  | 
|
| 
 Мощность потерь, МВт  | 
 0,97  | 
 0,22  | 
 0,14  | 
 0,09  | 
 0,49  | 
 1,9  | 
|
| 
 Тариф на ЭЭ  | 
 (0.9 руб за 1 кВт ч)  | 
||||||
| 
 Стоимость потерь ЭЭ, млн.руб.  | 
 58  | 
 13  | 
 9  | 
 6  | 
 29  | 
 114  | 
|
| 
 Стоимость 1 км линии, млн. руб.  | 
 1,26  | 
 1,26  | 
 1,91  | 
 1,91  | 
 1,91  | 
 
  | 
|
| 
 Длина линии, км  | 
 55  | 
 52  | 
 70  | 
 57  | 
 56  | 
 
  | 
|
| 
 Капитальн. затраты, млн. руб  | 
 69  | 
 65  | 
 133  | 
 109  | 
 107  | 
 482  | 
|
| 
 Эксплуатац. затраты за, млн. руб  | 
 19  | 
 18  | 
 37  | 
 31  | 
 30  | 
 135  | 
|
| 
 Суммарные приведённые годовые затраты по варианту № 1 составляют  | 
 731 млн руб.  | 
||||||
Расчет режимных и экономических параметров для варианта 2
В нормальном режиме расчет мощностей в линиях выполнен по системе уравнений по законам Кирхгофа, записанной для комплексных мощностей:
узел 1 – – = 0; узел 2 – + = 0;
узел 3 – – + = 0; узел 4 – + + = 0; узел 5 – + = 0.
Эта система уравнений аналогична системе, сформированной в п.2 для активных мощностей. Для проверки правильности расчета было составлено уравнение баланса мощностей:
, 96,1+35,5j МВА=96,1+35,5j МВА.
По известному распределению мощностей в линиях был выполнен расчет токов в каждой линии.
Расчеты выполнены также для послеаварийных режимов при повреждении одной из линий. При авариях в двухцепных линиях (режимы 3, 4 и 6 в табл. 11б) распределение мощностей между линиями в системе не изменяется, а ток проходит по оставшейся не поврежденной цепи линии. В этих режимах ток в аварийной линии, полученный для нормального режима, необходимо умножить на 2. При авариях в одноцепных линиях (режимы 2 и 5) передача мощности по аварийной линии прекращается. Расчет распределения мощностей в линиях в этом случае выполняется по системе уравнений Кирхгофа, составленной с учетом отключения аварийной линии.
Результаты расчетов токов для всех указанных режимов сведены в табл.11б.
Таблица 11б
| 
 режимы  | 
 Номер линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 1  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 167  | 
 61  | 
 134  | 
 74  | 
 166  | 
|
| 
 2  | 
 Кол-во цепей  | 
 0  | 
 2  | 
 2  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 167  | 
 61  | 
 134  | 
 99  | 
 166  | 
|
| 
 3  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 167  | 
 122  | 
 134  | 
 74  | 
 166  | 
|
| 
 4  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 2  | 
 1  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 167  | 
 122  | 
 268  | 
 74  | 
 166  | 
|
| 
 5  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 0  | 
 2  | 
| 
 Ток, А  | 
 99  | 
 61  | 
 134  | 
 0  | 
 166  | 
|
| 
 6  | 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 1  | 
 1  | 
| 
 Ток, А  | 
 167  | 
 122  | 
 134  | 
 74  | 
 332  | 
При найденных токах в линиях (табл. 11б) и экономической плотности тока находим сечение провода, которое округляем до стандартного значения. Далее выбираем марку сталеалюминиевого провода. Результаты расчетов параметров режима, марки провода и его допустимых токов сводим в табл.12б.
Таблица 12б
| 
 Номер линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 Кол-во цепей  | 
 1  | 
 2  | 
 2  | 
 1  | 
 2  | 
| 
 Pл, МВт  | 
 –25,4  | 
 21,1  | 
 46,2  | 
 –8,8  | 
 58,2  | 
| 
 Qл, МВАр  | 
 –19,3  | 
 9,6  | 
 22  | 
 –11,4  | 
 24,9  | 
| 
 Sл, МВА  | 
 31,9  | 
 23,2  | 
 51,2  | 
 14,1  | 
 63,3  | 
| 
 Ток линии, А  | 
 167  | 
 61  | 
 134  | 
 74  | 
 166  | 
| 
 Эк.сечение, мм2  | 
 167  | 
 61  | 
 134  | 
 74  | 
 166  | 
| 
 Марка провода  | 
 АС-150  | 
 АС-70  | 
 АС-150  | 
 АС-70  | 
 АС-150  | 
| 
 Допустимый ток, А[2]  | 
 445  | 
 265  | 
 445  | 
 265  | 
 445  | 
При известных погонных параметрах провода по (4.1) вычисляем активное и реактивное сопротивление линии, а также зарядную мощность линии. Результаты расчетов сводим в табл. 13б.
Таблица 13б
| 
 Номер линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 Ом/км  | 
 0,21  | 
 0,45  | 
 0,21  | 
 0,45  | 
 0,21  | 
| 
 Ом/км  | 
 0,42  | 
 0,44  | 
 0,42  | 
 0,44  | 
 0,42  | 
| 
 мкСм/км  | 
 2,8  | 
 2,6  | 
 2,6  | 
 2,6  | 
 2,8  | 
| 
 L, км  | 
 63  | 
 52  | 
 70  | 
 57  | 
 56  | 
| 
 R, Ом  | 
 13,2  | 
 11,6  | 
 7,3  | 
 25,7  | 
 5,9  | 
| 
 X, Ом  | 
 26,3  | 
 11,3  | 
 14,6  | 
 25,1  | 
 11,7  | 
| 
 МВАр  | 
 1,1  | 
 0,8  | 
 1,2  | 
 0,9  | 
 0,9  | 
В соответствии с методикой, изложенной в п.4 учебного пособия проводим оценку затрат на выполнение варианта 1. При оценке капитальных затрат на строительство линии учитываем районный коэффициент для Урала – 1.2 ([3] табл. 7.1). Для оценки стоимости потерь электроэнергии и эксплуатационных затрат принимаем нормативный срок эксплуатации 10 лет. Годовые эксплуатационные затраты считаем равными 2,8% от стоимости капитальных затрат [10]. Поскольку конечной целью является выбор наиболее оптимального варианта, то расчет можно проводить, используя справочные данные о ценах для любого года. В [3] все данные приведены в ценах 2000 г.
Результаты расчетов приведены в табл.14б.
Таблица 14б
| 
 Номер линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 Сумма  | 
| 
 Мощность потерь, МВт  | 
 1.1  | 
 0.1  | 
 0.4  | 
 0.4  | 
 0.5  | 
 2.5  | 
| 
 Тариф на ЭЭ  | 
 (0.9 руб за 1 кВт ч)  | 
|||||
| 
 Стоимость потерь ЭЭ, млн.руб.  | 
 66  | 
 8  | 
 24  | 
 25  | 
 29  | 
 152  | 
| 
 Стоимость 1 км линии, млн. руб.  | 
 1.26  | 
 1.91  | 
 1.91  | 
 1.26  | 
 1.91  | 
 
  | 
| 
 Длина линии, км  | 
 63  | 
 52  | 
 70  | 
 57  | 
 56  | 
 
  | 
| 
 Капитальн. затраты, млн. руб  | 
 79  | 
 98  | 
 133  | 
 72  | 
 107  | 
 489  | 
| 
 Эксплуатац. затраты, млн. руб  | 
 22  | 
 27  | 
 37  | 
 20  | 
 30  | 
 137  | 
| 
 Суммарные приведённые годовые затраты по варианту №2 составляют  | 
 778 млн руб.  | 
|||||
Выводы:
Суммарные затраты на сооружение и эксплуатацию сети в течение 10 лет по вариантам 1 и 2 составляют 731 млн. руб и 778 млн. руб. Разность затрат составляет 6.4 %. Поэтому для дальнейших расчетов параметров установившегося режима и выбора ответвлений трансформаторов выбираем схему сети по 1-му варианту. Схема замещения выбранного варианта показана на рис. 3. Сопротивления линий взяты из табл. 13а.
| 
 Рис. 3 Схема оптимального варианта сети  | 
5. Расчет установившегося режима
Цель расчета:
– определить напряжения узлов и мощности линий в максимальном, минимальном и послеаварийном режимах;
– построить карту потокораспределения в сети в этих режимах.
Исходные данные:
– схема оптимального варианта (п. 4);
– приведенные мощности нагрузок (п. 3);
– параметры схем замещения и зарядные мощности линий (п. 4).
Методика расчета.
Расчет установившегося режима выполняем по методике, изложенной в разделе 5 учебного пособия с использованием программы сеть5.mcd, приведенной в приложении.
Для расчетов напряжений в узлах потребления и потоков мощности в линиях воспользуемся методом узловых потенциалов (формулы 5.1–5.5). Расчет проводим для максимального, минимального и послеаварийного режимов с учетом условно положительных направлений передачи мощности, принятых для варианта 1 на рис. 1. Коэффициент загрузки генераторов в расчетах принят равным 0,9 в максимальном режиме, 0,7 в минимальном и 0,9 в послеаварийном режиме. При таких коэффициентах загрузок генераторов обеспечивается питание потребителя, совмещенного с ТЭЦ и потребителя ближайшего узла 2.
Правильность расчета подтверждается выполнением баланса мощностей :
– в максимальном режиме 96,1+26,2j+4,3+7,3j МВА=100,4+33,5j МВА;
– в минимальном режиме 65,4+11,8j+5+8,3j МВА=70,4+20,1j МВА;
– в послеаварийном режиме 96,1+26,2j+5,1+8,2j МВА=101,2+34,4j МВА.
Рассчитанные напряжения в узлах сети и мощности в линиях сведены в табл.15 и табл.16.
Таблица 15
| 
 Ном узла  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
| 
 Максимальный режим  | 
||||||
| 
 Напряжение, кВ  | 
 116,2  | 
 109,7  | 
 106,9  | 
 107,2  | 
 104  | 
 110  | 
| 
 Минимальный режим  | 
||||||
| 
 Напряжение, кВ  | 
 126,9  | 
 119,3  | 
 112  | 
 107,6  | 
 104,2  | 
 110  | 
| 
 Послеаварийный режим  | 
||||||
| 
 Напряжение, кВ  | 
 113  | 
 106,3  | 
 103,3  | 
 107,3  | 
 104  | 
 110  | 
Табл. 16
| 
 Ном линии  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 Максимальный режим  | 
|||||
| 
 , МВт  | 
 –24,5  | 
 –3,2  | 
 22,6  | 
 17,5  | 
 60,3  | 
| 
 , МВт  | 
 –25,4  | 
 –3,4  | 
 21,9  | 
 17,1  | 
 58,2  | 
| 
 , МВАр  | 
 –18,4  | 
 –10,3  | 
 –0,2  | 
 6,4  | 
 27,3  | 
| 
 , МВАр  | 
 –20,2  | 
 –10,5  | 
 –0,9  | 
 6,1  | 
 23  | 
| 
 Минимальный режим  | 
|||||
| 
 , МВт  | 
 –34,6  | 
 –19,4  | 
 –3,1  | 
 15,4  | 
 58,2  | 
| 
 , МВт  | 
 –36  | 
 –20.5  | 
 –3.3  | 
 15.1  | 
 56.2  | 
| 
 , МВАр  | 
 –21,8  | 
 –16,1  | 
 –11,2  | 
 5,4  | 
 26  | 
| 
 , МВАр  | 
 –24,5  | 
 –17,2  | 
 –11,4  | 
 5,1  | 
 22  | 
В максимальном режиме по формуле (5.6) вычислен коэффициент полезного действия при передаче энергии от ШБМ до шин ВН потребителей. Он составляет 0,96.
По результатам расчетов на рис. 4 и 5 построены карты потокораспределения для максимального и минимального режимов. При построении карты потокораспределений учитывались условно положительные направления передачи мощности, принятые для варианта 1 на рис. 1. Мощности узлов указаны с учетом зарядных мощностей прилегающих линий.
| 
 Рис. 4. Карта потокораспределения для максимального режима  | 
| 
 Рис. 5. Карта потокораспределения для минимального режима  | 
Согласно карте потокораспределения для максимального режима (рис. 4) баланс мощностей
в узле 2: –3,4–10,5j МВА (из 2-ой линии) = 21,1+7,9j МВА (в узле 2) –24,5–18,4j МВА (в 1-ю линию);
в узле 3: 21,9–0,9j МВА (из 3-ей линии) = 25,1+9,4j МВА (в узле 3) –3,2–10,3j МВА (в 2-ю линию);
в узле 6: 100,4+33,5j МВА (от ШБМ) = 60,3+27,3j МВА (в 5-ю линию) +17,5+6,5j МВА (в 4-ю линию)+22,6–0,2j МВА (в 3-ю линию).
Согласно карте потокораспределения для минимального режима (рис. 5) баланс мощностей
в узле 2: –20,5–17,2j МВА (из 2-ой линии) = 14,1+4,6j МВА (в узле 2) –34,6–21,8j МВА (в 1-ю линию);
в узле 3: –3,3–10,4j МВА (из 3-ой линии) = 16,1+4,7j МВА (в узле 3) –19,4–16,1j МВА (в 2-ю линию);
в узле 6: 70,4+20,2j МВА (от ШБМ) = 58,2+26j МВА (в 5-ю линию) +15,4+5,4j МВА (в 4-ю линию)–3,1–11,2j МВА (в 3-ю линию).
6. Выбор ответвлений трансформаторов
Цель расчета:
– определение необходимости РПН и достаточности его диапазона регулирования;
– выбор номера ответвления обмотки понижающего трансформатора.
Исходные данные:
– напряжения узлов (п/ст) в максимальном, минимальном и послеаварийном режимах (см. п. 5);
– активные и реактивные сопротивления трансформаторов и мощности, протекающие через трансформаторы (п. 3);
– требования ГОСТ13109–97 или ГОСТ Р54149–2010 по отклонению напряжения.
Расчет установившегося режима выполняем по методике, изложенной в разделе 6 учебного пособия с использованием программы сеть6.mcd, приведенной в приложении.
Расчет мощностей, проходящих через обмотки ВН и НН трехобмоточного трансформатора выполнен согласно методике, изложенной в п.3 для максимального и минимального режимов. Для максимального режима при коэффициенте загрузки генератора 0,9 через обмотку НН проходит 115,8 МВт и 73,9 МВАр, через обмотку ВН 25,8 МВт и 24,4 МВАр. Для минимального режима при коэффициенте загрузки 0,7 через обмотку НН проходит 94,2 МВт и 59,7 МВАр, через обмотку ВН 36,4 МВт и 28 МВАр. Передача мощности осуществляется от генератора в сеть, что приводит к повышению напряжения узла 1.
При заданных напряжениях узлов падение напряжения на стороне высокого напряжения и напряжение НН трансформаторов рассчитаны по формулам (6.1–6.2). Расчетные значения напряжений в узлах сведены в табл.17.
Таблица 17
| 
 Узлы  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 Максимальный режим  | 
|||||
| 
 ВН , кВ  | 
 116  | 
 110  | 
 107  | 
 107  | 
 104  | 
| 
 , кВ  | 
 –4,6  | 
 2,3  | 
 3  | 
 3  | 
 2,4  | 
| 
 НН , кВ  | 
 11,5  | 
 10,3  | 
 10  | 
 10,1  | 
 9,7  | 
| 
 отклонение %  | 
 9,6  | 
 –2,1  | 
 –5,5  | 
 –5,5  | 
 –6,8  | 
| 
 Минимальный режим  | 
|||||
| 
 ВН , кВ  | 
 127  | 
 119  | 
 112  | 
 108  | 
 104  | 
| 
 , кВ  | 
 –3,9  | 
 1,4  | 
 1,8  | 
 2,6  | 
 2,4  | 
| 
 НН , кВ  | 
 12,5  | 
 11,2  | 
 10,5  | 
 10,0  | 
 9,7  | 
| 
 отклонение %  | 
 19  | 
 6,8  | 
 0,1  | 
 –4,2  | 
 –7,6  | 
| 
 Послеаварийный режим  | 
|||||
| 
 ВН , кВ  | 
 113  | 
 106  | 
 103  | 
 107  | 
 104  | 
| 
 , кВ  | 
 –4,7  | 
 2,4  | 
 3,1  | 
 3  | 
 2,4  | 
| 
 НН , кВ  | 
 11,2  | 
 9,9  | 
 9,5  | 
 9,9  | 
 9,7  | 
| 
 отклонение %  | 
 7  | 
 –5,8  | 
 –9,2  | 
 –5,4  | 
 –7,7  | 
| 
 Выполнение требований ГОСТ  | 
 нет  | 
 нет  | 
 нет  | 
 нет  | 
 нет  | 
Согласно ГОСТ13109–97 отклонение низкого напряжения на шинах трансформатора от номинального значения 10,5 кВ не должно превышать 5 % в максимальном и минимальном режимах и не должно превышать 10 % в послеаварийном режиме. Это требование не выполняется для всех узлов. Поэтому установка трансформаторов с РПН необходима.
Повторим еще раз расчет напряжений НН трансформаторов, подбирая необходимые ступени регулирования РПН. Расчетные значения напряжений в узлах сведены в табл.18.
Таблица 18
| 
 Узлы  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
| 
 Максимальный режим  | 
|||||
| 
 ВН, кВ  | 
 116  | 
 110  | 
 107  | 
 107  | 
 104  | 
| 
 ответвление РПН  | 
 –3  | 
 –  | 
 +1  | 
 +1  | 
 +2  | 
| 
 , кВ  | 
 –4,8  | 
 2,3  | 
 3  | 
 3  | 
 2,4  | 
| 
 НН, кВ  | 
 10,9  | 
 10,3  | 
 10,1  | 
 10,1  | 
 10,1  | 
| 
 отклонение %  | 
 4,2  | 
 –2,1  | 
 –3,7  | 
 –3,7  | 
 –4,2  | 
| 
 Минимальный режим  | 
|||||
| 
 ВН, кВ  | 
 127  | 
 119  | 
 112  | 
 108  | 
 104  | 
| 
 ответвление РПН  | 
 –8  | 
 –2  | 
 –  | 
 –  | 
 +2  | 
| 
 , кВ  | 
 –4,5  | 
 1,5  | 
 1,9  | 
 2,6  | 
 2,3  | 
| 
 НН, кВ  | 
 10,8  | 
 10,8  | 
 10,5  | 
 10,1  | 
 10,1  | 
| 
 отклонение %  | 
 3,1  | 
 3  | 
 0,1  | 
 –4,2  | 
 –4,2  | 
| 
 Послеаварийный режим  | 
|||||
| 
 ВН, кВ  | 
 113  | 
 106  | 
 103  | 
 107  | 
 104  | 
| 
 ответвление РПН  | 
 –  | 
 –  | 
 –  | 
 –  | 
 –  | 
| 
 , кВ  | 
 –4,7  | 
 2,4  | 
 3,1  | 
 3  | 
 2,4  | 
| 
 НН, кВ  | 
 11,2  | 
 9,9  | 
 9,5  | 
 9,9  | 
 9,7  | 
| 
 отклонение %  | 
 7  | 
 –5,8  | 
 –9,2  | 
 –5,4  | 
 –7,7  | 
| 
 Выполнение требований ГОСТ  | 
 да  | 
 да  | 
 да  | 
 да  | 
 да  | 
Анализ напряжений в узлах потребления по табл.18 позволяет сделать вывод: принятый диапазон регулирования РПН (±9*1,78%) достаточный для выполнения требований ГОСТ. Выбор номера ответвления первичной обмотки трансформатора для каждого узла питания осуществляется с учетом рассчитанных значений напряжений и условий встречного регулирования.